«Хочешь сделать что-то хорошо – сделай это сам!» Это утверждение знакомо многим еще с детства, но в бизнесе уместно другое – «Плохой руководитель делает все сам, а хороший – поручает другим». Речь идет о делегировании задач подчиненным. И это взаимовыгодный процесс, а не перекладывание работы на других, который играет в плюс не только руководителю, но и сотрудникам. Как так может быть?
Рассказываем об основных принципах делегирования полномочий вместе с Высшей медицинской школой. Что это, как делать, что нельзя перепоручить и какие ошибки могут возникнуть – все это вы узнаете, дочитав материал до конца.
Делегирование. Что это и зачем
Это передача руководителем подчиненным части своих функций и ответственности за результат.
Например, вместо того, чтобы самостоятельно составлять график работы сотрудников, вы поручаете это кому-то одному из них. А вместо того, чтобы планировать закупку необходимого количества расходных материалов, вы просите сестру-хозяйку сделать это с учетом затрат в предыдущих месяцах и остатках на складе. И не сами руководите процессом организации ремонта в подвале, а поручаете это кому-то из сотрудников.
Основные цели делегирования:
- Разгрузить руководителя для важных задач;
- Увеличить эффективность работы персонала;
- Мотивировать персонал. Делегирование – одна из разновидностей нематериальной мотивации. Сотрудник чувствует доверие к себе, старается показать отличные результаты выполнения порученной задачи;
- Сформировать кадровый резерв – сотрудники, которые умеют выполнять работу вышестоящего руководителя, смогут заменить его на время отсутствия или увольнения. Периодически поручая что-то подчиненным, можно оценить потенциал каждого – кто сможет делать больше, чем сейчас, а кто нет.
Делегирование работы важно и для финансовых результатов деятельности. По статистике, доход компании возрастает на 20-50%. Это вполне объяснимо – значительная часть ежемесячных расходов идет на оплату труда персонала. При этом среднестатистический сотрудник работает на 50-60% своих возможностей. Повышение активности работы увеличивает отдачу для компании.
Что можно делегировать, а что нет
Известный бизнес-тренер Брайан Трейси считает, что если подчиненный может выполнить работу хотя бы на 70% так же успешно, как вы, то ему стоит ее поручить.
Можно и даже нужно поручить другим:
- Рутинные рабочие дела – бухгалтерские, административные и другие;
- Узкоспециализированные вопросы, в которых сотрудник хорошо разбирается;
- Подготовительные – сбор статистических данных, анализ конкурентов и другие.
Самому нужно делать только стратегические задачи, которые определяют дальнейшую работу клиники, имеют высокую степень риска. Например:
- Переговоры с ключевыми партнерами и клиентами;
- Принятие решений относительно дальнейшего развития бизнеса;
- Кадровые вопросы, когда речь о ключевых сотрудниках.
Награждение, похвала и благодарность за работу и успехи – также личная обязанность руководителя. Это мотивирует гораздо больше и повышает ценность награды.
Как делегировать ответственность и полномочия
Есть несколько принципов правильной организации процесса. Вот основные:
- Четкое задание – что именно нужно сделать, к какой цели прийти;
- Конкретные сроки – задача должна быть выполнена к какой-то дате;
- Полномочия, необходимые для выполнения данной работы;
- Условия выполнения задания и границы инициативы сотрудника;
- Промежуточный контроль – чтобы убедиться, что подчиненный двигается в нужном направлении, справляется с поручением, успевает сделать его в срок. Особенно он важен, если это первые раз, когда сотруднику впервые делегируется такая задача.
– Если есть проблемы или вопросы, обратитесь ко мне! – фраза, которая поможет сотрудникам не бояться выглядеть некомпетентными и задать уточняющие вопросы.
Основные ошибки
Делегируя что-то другому, не всегда получаешь хороший результат. Вот основные ошибки:
- Не поставить конкретных сроков и цели;
- Выбрать неправильного исполнителя – человека, который не может и не знает, как выполнить поручение;
- Поставить задачу через другого, а не лично. С каждым дополнительным звеном растет вероятность ошибки;
- Поставить задачу не как дополнительную возможность проявить себя, а как обязательную нагрузку;
- Не предоставить необходимые полномочия и ресурсы для выполнения задания;
- Дать заведомо невыполнимое задание. Так теряется инициатива и желание персонала брать на себя больше.
Делаем выводы. Стиль управления с делегированием полномочий позволяет более эффективно задействовать персонал, распорядиться собственным временем и улучшить результаты работы.
А больше знаний, конкретных рекомендаций, возможности отработать полученные навыки делегирования на практике и получить обратную связь от эксперта дает тренинг «Делегирование», пройти который приглашает Высшая медицинская школа. Он будет полезен руководителю любого ранга, который хочет развивать своих сотрудников, сформировать сильную команду.
Выбирайте удобный формат обучения и оставляйте заявку на участие на сайте или по телефону: +7 (495) 023-61-62.