Найти тему
🎬 THE не END

Робокоп = Иисус, или скрытый смысл фильма, подтвержденный создателем

Канал про кино «RETINSKiY PRESENTS»
Канал про кино «RETINSKiY PRESENTS»

Приветствую. Уверен, что многие знают и видели это культовый фантастический #фильм, снятый в 1987 году. И те кто смотрел, прекрасно должны помнить трагическую историю простого полицейского Алекса Мерфи, служащего в Детройте недалекого будущего и убитого там же при выполнении служебных обязанностей. Тут, как говорится, и фильму конец.

Но на этом история нашего героя только начинается. Незадачливого полицейского возвращают к жизни, успешно используя его в экспериментальной программе по созданию робота-полицейского, в результате чего ему создают новое железное тело, которое управляется человеческим разумом.

Новый взгляд на старый фильм


И казалось бы, ну что в этом фильме может быть скрытого и глубокого? Это же обычный фантастический #боевик со стрельбой и т.д. и т.п. А скрытый смысл тут заключается в том, что Робокоп не просто киборг, а самый настоящий аналог Спасителя. Звучит несколько странно, но для того, чтобы разобраться, придётся пересмотреть фильм повнимательнее.

И тогда будет совсем не сложно заметить, как режиссер Пол Верховен использует в своём повествовании библейскую аллегорию. Как известно, согласно Библии Иисус тоже был сначала вполне смертным человеком, но потом был распят и убит, а потом воскрешен в новом, сверхчеловеческом состоянии.

Иисус Христос-Робот-полицейский. Кадр из фильма «Робокоп» (1987 г). Режиссёр: Пол Верховен
Иисус Христос-Робот-полицейский. Кадр из фильма «Робокоп» (1987 г). Режиссёр: Пол Верховен

Так же и с киборгом-Мерфи: сначала перед нами самый обычный полицейский, которого жестоко убивает гангстер Кларенс Боддикер, а потом его, обреченного на смерть, вытаскивают с того света, фактически, воскрешают в новом, сверхчеловеческом состоянии Робокопа.

И отметить подобные параллели можно во многих деталях. Достаточно пересмотреть сцену смерти Мерфи. Например, перед тем, как убить Мерфи, его убийца Кларенс стреляет ему прямо в руку, придавленную ногой и вытянутую в сторону так, словно его распинают.

Сцена "распятия". Кадр из фильма «Робокоп» (1987 г). Режиссёр: Пол Верховен
Сцена "распятия". Кадр из фильма «Робокоп» (1987 г). Режиссёр: Пол Верховен

И это совсем не совпадение, что выстрел направлен именно туда, куда Иисусу забили гвоздь. И наконец — контрольный выстрел в голову есть не что иное, как футуристический терновый венец, оставивший кровоточащие раны на голове Христа.

Ну а апофеозом иносказательного уподобления Иисусу, без всякого сомнения, можно считать сцену, в которой робот-полицейский буквально шагает по воде. Эти кадры не оставляют уже ни малейшего простора для кривотолков. Не исключено, что в фильме есть и ряд других аллегорий и метафор, правда может быть и не таких заметных и очевидных.

Робокоп идёт по воде. Кадр из фильма «Робокоп» (1987 г). Режиссёр: Пол Верховен
Робокоп идёт по воде. Кадр из фильма «Робокоп» (1987 г). Режиссёр: Пол Верховен

Тут конечно можно засомневаться, слишком уж всё притянуто за уши. И с таким же успехом во многих фильмах можно найти отсылки к библейским сюжетам, даже в таких, где их совсем и нет. И действительно, долгое время все эти версии с Иисусом были лишь домыслами кинокритиков, пока сам Верховен лично не подтвердил вышенаписанное в интервью в 2010 году.

Интересно, что после такого признания, режиссёру «Робокопа» был задан закономерный вопрос «Почему же его Иисус одобряет насилие?», на что Пол Верховен, не задумываясь, ответил: «Потому, что это американский Иисус».