В Краснодарском крае для предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции постановлением главы регионального управления Роспотребнадзора с 26 марта 2020 года была остановлена работа всех объектов развлечений. Пришлось закрыться концертным залам, театра, кинотеатрам. Главный санитарный врач Кубани Мария Потемкина обязала их прекратить допуск посетителей до особого распоряжения.
Позднее к работе смогли вернуться ряд организаций. Так, в июне разрешили работать объектам туристического показа, зоопаркам, океанариумам и дельфинариям на открытом воздухе. Также открыли музеи для посещения по предварительной записи, театры открылись только для репетиций. Кроме того, 12 июня дали возможность проводить деловые мероприятия численностью до 50 человек.
В июле в регионе внесли еще ряд послаблений для ряда развлекательных учреждений: так, с 18 июля возобновили работу аттракционы в парках и аквапарки. Однако деятельность концертных, билетных операторов и кинотеатров по-прежнему остается под запретом. При этом в Москве с 1 августа разрешили проводить концерты с посадочными местами в залах до 3 тыс. человек. Обязательными условиями являются заполняемость зала только на 50%, а также соблюдение зрителями социальной дистанции.
Как отметила директор по развитию концертного агентства Bkshow.ru Евгения Безсонова, многие представители event-индустрии Кубани рассчитывали, что по примеру Москвы в крае разрешат проведение хотя бы небольших концертов. «Мы надеялись, что нам тоже дадут возможность работать на открытых летних площадках. Например, таких как концертный зал «Фестивальный» в Сочи или «Летняя эстрада» в Анапе. Мы говорили, что сможем обеспечить должную безопасность: принимать посетителей в масках, поставить антисептики, сделать рассадку с учетом рекомендаций Рспотребнадзора. Это могло бы дать старт нашей работе», - сказала она.
По словам Евгении Безсоновой, сейчас в связи с неопределенными условиями концертное агентство перенесло ранее запланированные на этот год крупные концерты в Сочи, Краснодаре и Ростове-на-Дону уже на следующий 2021 год. «Даже если в этом году и разрешат возобновить работу, то нести финансовые риски из-за того, что мероприятие может не состояться в связи с пандемией, не представляется возможным. За этим последуют переносы, проблемы с возвратом людям денег за билеты и т.д.», - отметила она.
Любой перенос или отмена концерта, говорит представитель концертного агентства, несет за собой финансовые потери. Так, из-за пандемии агентству пришлось перенести концерт на 1 тыс. человек в Сочи «Сурганова и Оркестр», на который была продана большая часть билетов. Вследствие его переноса агентство понесло все расходы.
«Концерт должен был состояться в конце марта, а 15 марта регион уже зашел в режим ограничений. В результате по этому концерту мы понесли все расходы, т.е. полностью заплатили аренду за площадку, гонорар артисту, были выкуплены все авиабилеты. Кроме того, сначала мы перенесли концерт на июнь, сейчас он перенесен на ноябрь, и до сих пор непонятно позволят ли условия его провести. Таким образом, мы два раза меняли авиабилеты, а это дополнительные доплаты. Сейчас, несмотря на все финансовые трудности, мы приняли решение возвращать людям деньги за билеты. У нас вся выручка на момент запрета была у билетных операторов, и мы дали распоряжение: при обращении клиентов – делать возвраты».
О вынужденном переносе концертов на следующий год рассказала и менеджер по рекламе концертного агентства «Мир» Оксана Корнилова. «Все концерты перенесены на 2021 год. Сейчас сотрудники агентства находятся на удаленной работе. Ведутся переговоры с артистами, директорами, прокатчиками уже на следующий год, а также идет работа по переоценке и переносу концертов», - сказала она.
При этом, отмечает Оксана Корнилова, даже если бы организация имела возможность провести мероприятие при соблюдении требований Роспотребнадзора, то в случае с концертами топовых артистов, такой формат нецелесообразен. «К сожалению, если бы мы сделали 50% заполняемость зала на такой концерт или даже 30%, чтобы соблюсти требование дистанции между зрителями в 1,5 метра, то заполняемость была бы еще меньше. Но такой формат не позволит сама экономика мероприятия. В таком случае, не будет заработка ни для артиста, ни для тех, кто организует концерт и всех к нему причастных», - пояснила она.
Как рассказали представители концертных агентств, в данное время сотрудники организаций находятся на удаленной работе, что дает возможность не платить аренду за офис. Сфера event-индустрии попала в перечень отраслей, которым предусмотрена поддержка в связи с пандемией коронавируса. Персонал агентств получил выплаты МРОТ.
По словам директора по развитию концертного агентства Bkshow.ru Евгении Безсоновой, организации также одобрили заявку на льготный кредит для представителей МСП, пострадавших от пандемии коронавируса, ожидается поступление средств, которые, в том числе планируют направить на заработную плату сотрудникам. Однако из-за простоя в работе финансовая ситуация, несмотря на поддержку, остается сложной.
«Сегодня нашей сфере тяжелее в финансовом плане, чем многим другим. Да, мы попали под некоторые льготные программы, но мы также должны платить налоги, как и представители других отраслей, но какие-то из них уже начали работу, а мы - нет. Думаю, здесь необходимо пересмотреть регламент, сделать дополнительные отсрочки именно для нашей отрасли, которая не начала работать и уже не начнет в этом году», - выразила мнение эксперт.
В Москве с 1 августа с учетом соблюдения рекомендаций Роспотребнадзора также открыли кинотеатры. Как сообщал ТАСС гендиректор Объединенной сети кинотеатров («Кино Окко», «Синема Парк» и «Формула кино») Алексей Васясин, посещаемость кинотеатров в первые выходные после открытия оказалась в пять раз ниже, чем за аналогичный период 2019 года.
Как отметил создатель краснодарского автомобильного кинотеатра Сергей Бакулин, в сложившихся условиях он также мог бы возобновить работу. Предприниматель подчеркивает - сам формат автомобильного кинотеатра в отличие от классического кинозала способен обеспечить социальную дистанцию между зрителями.
«Я не вижу никаких опасных рисков в работе автокинотеатров: во время мероприятия все сидят в своих машинах, никто не выходит, есть бесконтактные варианты оплаты, доставка еды, все - что пользуется массовым спросом на данный момент. На мой взгляд, автокинотеатр несет даже меньше вреда с точки зрения рисков распространения коронавируса, чем купание в общественных бассейнах или развлечения на аттракционах. Здесь, например, не создается такая толкотня как в магазинах, это открытое помещение. Кроме того, мы готовы соблюдать все требования Роспотребнадзора, в частности выдавать маску, санитайзеры. Хотя если человек сидит в своей машине и не выходит, зачем ему нужна маска?», - говорит Сергей Бакулин.
Сергей Бакулин отмечает, что неоднократно обращался с просьбой разрешить автокинотеатру работать, но результата это не принесло. По мнению предпринимателя, одной из проблем является отсутствие специально разработанного регламента Роспотребнадзора, который регулировал бы условия работы для этого вида бизнеса в условиях пандемии коронавируса. «Думаю, можно было бы создать для этого отдельный регламент, вопрос в том, хочет ли этим кто-нибудь заниматься. Для этого необходимо продумывать и разрабатывать какие-то дополнительные нормы, потому что этот вид деятельности у нас не регламентирован», - говорит владелец автокинотеатра.
Предприниматель отмечает, что в сложившихся условиях простоя, он терпит большие убытки, так как долговая нагрузка по кредитам на развитие бизнеса осталась. «Я смог воспользоваться губернаторской поддержкой – получил кредит с отсрочкой на год в размере 150 тыс. рублей. Также получил субсидию на средства защиты, профилактику коронавируса в размере 15 тыс. рублей», - рассказал он.
Бакулин добавил, что сейчас он участвует в реализации проекта по открытию автомобильного кинотеатра в Адыгее.
Возобновить работу до сих пор не могут и независимые театры, кроме того, в отличие от государственных, им не разрешено проводить репетиции, говорит руководитель ТЕАТР.KRD Михаил Соловьев. «Сейчас на репетиционный режим перешли только государственные театры, а поскольку мы к ним не относимся и находимся в учреждении культуры, у нас до сих пор запрещены репетиции, мы закрыты», - сказал Соловьев.
При этом руководитель проекта отмечает, что репетировать необходимо уже сейчас, чтобы успеть подготовить репертуар к предстоящему сезону и выйти на сцену с новыми спектаклями. «Сейчас наши репетиции наполовину проходят в онлайн режиме, так как мы не можем выйти на репетиционную площадку. Это такие домашние репетиции. Часть актеров по возможности собирается дома, а те, кто не в городе, подключаются к репетициям через видеоконференцию Zoom. Когда нам разрешат возобновить работу, нужно будет открывать рабочий сезон театра, поэтому сейчас идет подготовка репертуара», - сказал он.
По мнению Михаила Соловьева, сейчас в сложившихся условиях крупные государственные театры могли бы открыться с учетом требований Роспотребнадзора, так как большие зрительные залы дают возможность сделать рассадку так, как того требует ведомство. Если говорить о ТЕАТР.KRD, то в обычные дни посещаемость двух спектаклей составляла 60 и 45 человек.
«Я отношусь к пандемии серьезно, и в первую очередь не хочется подвергать опасности наших зрителей. Другой вопрос, если бы мы сделали рассадку зрителей по положенным 1,5 метрам, у нас в одном спектакле осталось бы 15 человек, а в другом 25. Такая рассадка была бы нецелесообразной для формата нашего театра. А в больших залах вполне можно сократить количество зрителей и показывать спектакли. Думаю, в крупных государственных театрах актеры не станут репетировать индивидуально, в репетиционном процессе участвуют все актеры, сколько бы человек на сцене не было, все они взаимодействуют друг с другом. Да, может они при этом в масках, но репетиции проходят», - сказал он.
По словам руководителя проекта, ситуацию облегчает то, что независимый театр не несет расходов за аренду. «Мы существуем на базе государственного учреждения культуры и прикреплены к нему, а оно находится в оперативном управлении этого здания поэтому, к счастью, никакой аренды не платим. В то же время мы не смогли воспользоваться мерами поддержки, предусмотренными для отрасли культуры, которая вошла в перечень пострадавших от коронавируса, так как мы являемся только отростком госучреждения», - сказал он.
В дальнейшем Михаил Соловьев также не исключает возможность проведения онлайн-спектаклей для независимого театра. Такие задумки были у него еще до начала пандемии коронавируса.
«Не исключаем такой формат работы, с другой стороны это уже будет не театр, а сродни кинематографу. Это тоже может быть красиво и интересно, но для этого нужно подбирать соответствующий материал, чтобы заинтересовать, а не оттолкнуть зрителя. Ведь через экран эмоции передаются зрителю не так, как в зрительном зале. Все уже хотят выйти в театры, зрители пишут нам об этом в социальных сетях. Актерам также хочется выйти к зрителю и делиться творчеством, но точно сказать, когда это случиться, мы не можем», - заключил он.
Татьяна Карпухина