Накануне нового сезона литературных премий MoReBo обратился к литераторам и издателям с просьбой ответить на вопросы следующей анкеты:
1) Вам каких литературных премий не хватает?
2) Можно ли разлюбить писателя, если он обойден наградами?
Михаил Бутов
1. Премий мне достаточно. То есть, тут можно помечтать о, например, премии за емкую историю, лучше всего «зацепившую» нынешнее жизнечувство, или о премии за проработку, многоходовость сюжета. Но, как показывает опыт, на отечественном пространстве тут просто нечему будет состязаться.
2. Безусловно нельзя. Другое дело, что в нынешнем информационном переполнении довольно трудно такого писателя изначально выделить из шума, обратить на него внимание и полюбить. Трудно – но возможно. Однако это требует хотя бы самого общего представления-предчувствия: для чего вообще писатель со своими текстами может в твоей жизни пригодиться – чтобы его искать или хотя бы подобрать, если попался случайно и без усилий. Это проблемная область. Собственно, наиболее проблемная во всем нынешнем литературном деле.
Алла Гладкова, «Время»
1. Хотелось бы, чтобы было, как на Западе: там их тысячи в каждой стране, потому что любой город или профессиональный союз, или библиотека, или просто обеспеченный и неравнодушный человек может учредить премию, и они существуют десятилетиями или даже веками и только приумножаются. Можно критиковать выбор Букеровского жюри, можно учредить свою премию и наградить кого хочешь. Здорово!
2. Писателя разлюбить нельзя, если ты его уже полюбил. А награды, ну что награды? В душе-то ты знаешь, что он все их заслужил!
Дмитрий Ицкович, О.Г.И.
1. Премий редакторам))))
2. Нельзя.
Борис Минаев
1. Мне не хватает не премий, а какого-то понимания их сути. Пока их репутации мне не очень ясны. Не ясен их ранг. Не ясно, как они делят книжное пространство между собой. Неясно, кто за какой премией стоит. Ничего не ясно. Не уверен, что Букер, например, это премия за лучший русский роман. У меня ощущение, что за что-то другое. А за что, я не знаю. Не могу сформулировать. «Большая книга», безусловно, главная, и это хорошо, но то что там в одном флаконе смешаны фикшн и нон-фикшн, уже плохо. Нацбест - ну явно не за бестселлерность или востребованность. А за что? Хотелось бы, чтобы было, ну например, как во Франции, или где-то еще - 2-3-4 главных премии, про каждую из которых понятно, какие книжки и почему они выбирают. Остальные премии пусть будут чуть более специальные. Мне легче всего сказать на примере детской литературы - была "Заветная мечта", и просто по принципу формирования, по количеству и денежному наполнению премий, по позиционированию в прессе, было понятно, что премия претендует быть главной. А когда теперь в детской литературе то ли 5 то ли 6 премий, и все равноценные по статусу, стало скучнее. Пусть будет главной какая-то одна (Книгу.ру, наверное, но тогда для этого надо что-то сделать, как-то вложиться). То что премий много, это хорошо, это отлично, есть шанс для каждого пишущего. То, что у них нет иерархии и жанровой определенности, статуса - это плохо. Ну вот так бы я сказал. Это, впрочем, общеизвестно. А чего нет? Да много чего нет. Я не знаю, есть ли премия за смешные вещи. За юмор. За детектив хороший. За нон-фикшн (отдельно). За драму. А ведь они все есть. Просто потонули в общем мареве.
2. Наоборот, такого писателя надо полюбить.
Все ответы здесь: https://morebook.ru/tema/segodnja/item/1358293775991