Найти в Дзене
НЭБ

Товарищ Книга

Один из основополагающих принципов воспитания нового советского гражданина — искоренение неграмотности. Ранний советский плакат громко пропагандирует чтение и ведет тропой к созданию образованного общества, в котором книга становится лучшим товарищем и наставником.

В послереволюционном плакате утверждаются собственный графический язык и оформление. Повлияли на этот стиль Игнатий Нивинский, Афанасий Куликов и другие художники-графики.

Первые шаги новой культурной политики правительства отражает лозунг «К десятой годовщине пролетарской революции рабочий и крестьянин должны владеть книгой и газетой, как серпом и молотом».

Советского читателя, научившегося пользоваться книгой в послереволюционные годы, плакаты учили правильно с ней обращаться. Появился образ "страдающей" книги и читателя-вредителя.

С массовым внедрением идеи обязательного чтения происходит и развитие библиотечной сети. Плакаты агитируют население почаще посещать избы-читальни, а библиотекарей подходить к своему делу ответственно.

В плакате того времени появилась реклама первых книжных выставок, в том числе организованных Государственным издательством РСФСР.

Книга стала символом правильного образа жизни, ее стали противопоставлять алкоголизму. Проводились даже лотереи, выигрыш в которых выдавался книгами.

Плакаты 30-х годов рассказывают о новых отраслевых изданиях, например про книги об обороне СССР или сельском хозяйстве. В этот период начинается пропаганда детской книги.

Гораздо больше плакатов — в коллекции «Товарищ Книга. Читатель и чтение в советском плакате 20–30-х годов» на сайте НЭБ.