Найти тему

"Жестокий романс". Поговорим о странностях любви

А и вправду, не поговорить ли нам о странностях любви? Право слово, не обсасывать же в сотый раз подробности съёмок - даже мне уже не удастся откопать для вас о "Жестоком романсе" ничего нового и свежего. Впрочем, это не удивляет - фильм любим и интерес к нему не угасает вот уже - страшно сказать! - четвёртый десяток лет.

Лидер проката 1985 года, лучший фильм года по версии журнала "Советский Экран", обладатель премии "Золотой павлин" международного кинофестиваля в Дели... Ну и, понятное дело, фильм, обруганный критикой и критиками - куда ж без этого? По большому счету, успех фильма вполне объясним и понятен, более того, он был практически неизбежен. Беспроигрышная классическая литературная основа, любовная история, привлекательная в любом веке (зря, что ли, над "Ромео и Джульеттой" и сегодня слёзы льют?), фантастический актёрский состав - даже в эпизодах снимались звёзды!, - прекрасные романсы на музыку абсолютного гения Андрея Петрова, невероятной красоты пастельные съёмки... Ну и, конечно, громкое (и заслуженно громкое!) имя самого режиссёра.

Скриншот кадра фильма
Скриншот кадра фильма

И всё же, всё же... Есть в этом фильме ряд нюансов, из-за которых все эти чудесные составляющие никак не складываются для меня в единую и цельную картину.

На всякий случай - небольшое предупреждение. Я знаю, что мои читатели - люди думающие и интеллигентные. Но вольным ветром Дзена заносит и ко мне периодически Борцов За Всё Хорошее. Поэтому, специально для них, уточняю. Никого не пытаюсь обидеть, ни на какие авторитеты не покушаюсь, грязные ноги о Святое не вытираю. Просто делюсь сугубо личными наблюдениями и соображениями и приглашаю к адекватной дискуссии.

И первое, что ни в какую не складывается для меня в единую картину - это сам фильм и его режиссёр. "Жестокий романс" - сам по себе, и Эльдар Рязанов - сам по себе. Ну посудите сами. Рязанов, конечно, снял немало фильмов, и фильмов очень разных, но все эти картины отличала фирменная рязановская ирония, блестящее чувство юмора и зачастую - социальная критика. Ничего этого в "Жестоком романсе" нет и в помине. Это очень красивый и бесспорно талантливо снятый фильм, но опознать в нём работу Эльдара Рязанова без подсказки невозможно. Пожалуй, единственное, что выдаёт почерк знаменитого режиссёра - это те самые романсы, давшие фильму название. Рязанов, очень любивший хорошую поэзию, старался украсить свои фильмы не слишком известными широким массам чудесными умными стихами.

Скриншот кадра фильма
Скриншот кадра фильма

В фильме звучат романсы на стихи Беллы Ахмадулиной, Анны Ахматовой, Марины Цветаевой, Редьярда Киплинга и самого Эльдара Рязанова ("Я словно бабочка к огню..."). Могла ли их петь нежная провинциальная барышня Лариса Огудалова? Бесспорно, нет. И даже не потому, что написаны эти стихи были гораздо позднее. Ну посудите сами, где Лариса Дмитриевна с украшенной бантом гитарой, а где, к примеру, Марина Цветаева? И как бы отреагировали на самом деле кавалеры юной девы, вздумай она спеть им "и стайкою наискосок уходят запахи и звуки..."? В лучшем случае посочувствовали бы матери милой и доброй, но увы, скорбной головушкой деточки. Но - на то и кино, и мы воспринимаем эти песни как неотъемлемую часть образа Ларисы Огудаловой.

И тут мы плавно переходим ко второму моему недоумению. А именно - к самому названию фильма, "Жестокий романс". Само это словосочетание имеет несколько ироничный, насмешливый оттенок, указание на явную экзальтированность и столь же явную чрезмерность страстей. Есть ли это в фильме? Ни иронии, ни насмешки над героями я не вижу. Скорее наоборот. Некоторая чрезмерность чувств и эмоций, пожалуй, есть, особенно во второй серии, но... уровень актерского мастерства таков, что безоговорочно веришь даже слезе, сползающей по щеке Сергея Сергеевича Паратова. Какая уж тут ирония. На мой взгляд, единственный "перебор" в фильме, - это умирающая Лариса, сползающая вдоль окон кают-компании и успевающая при этом заглянуть в глаза каждому из присутствующих. Знаю, однако, тех, кто считает эти кадры едва ли не лучшими в фильме.

Скриншот кадра фильма
Скриншот кадра фильма

Помните, в школьных сочинениях частенько стоял "пункт плана рассказа", вопрошавший: Что хотел сказать автор произведения? И я снова в некоторой растерянности. Потому что не понимаю, что хотел донести до нас автор произведения. Нет, идея Александра Островского как раз вполне ясна и понятна, но вряд ли и Эльдар Рязанов спустя сто лет после написания пьесы "Бесприданница" хотел донести до нас те же мысли. Времена всё же были уже другие. Но... что? Все варианты, лежащие на поверхности, кажутся мелковатыми для режиссёра такого масштаба, как Рязанов. Так что с интересом и благодарностью выслушаю любые версии. Ведь должно же быть что-то, ради чего режиссёр единственный раз в своей карьере взялся за экранизацию классики, причем - достаточно близко к оригиналу. И что-то, что заставило принять в этом проекте участие таких актеров - ведь даже в эпизодических ролях здесь снимались Ольга Волкова, Борислав Брондуков, Александр Панкратов-Черный, Татьяна Панкова... Что уж говорить о ролях главных!

Ну и обещанный "разговор о странностях любви". А "была ль любовь"? Да, Лариса влюблена, но любит ли? Мне кажется, она испытывает не любовь, а свойственную юным неопытным девушкам тягу к романтизму, к "книжному герою". Барышни во все века увлекались чтением романов (вспомните хотя бы Пушкинскую Татьяну) и, не зная жизни совершенно, сочиняли себе романтических героев - из того, кто оказывался поблизости. (Да и сейчас на самом деле мало что изменилось.) Влюблён и Паратов - но явно не глубоко и в чувстве его больше азарта, нежели действительно любви. Даже Карандышев вряд ли испытывал бы к Ларисе настолько сильные чувства, если бы вокруг неё не увивалось такое количество кавалеров.

Как-то на одном из форумов мне довелось читать забавное сравнение Карандышева с нищим, попавшим на распродажу и урвавшим за бесценок дорогую вещь. Честно говоря, похоже.
Скриншот кадра фильма
Скриншот кадра фильма

На мой взгляд, лучше всех остальных выглядит здесь Мокий Пармёныч Кнуров. (На месте Ларисы я бы не раздумывала. Одна фраза "Для меня невозможного мало" дорогого стоит!) И не только потому, что Алексей Петренко со своей невероятной харизмой выглядит настолько мощно, что легко затмевает окружающих - даже когда молчит, - но и потому, что Кнуров, единственный из всех, абсолютно честен на протяжении всей этой истории и семейство Огудаловых видит от него только добро. (Хотя Островский с этим вряд ли бы согласился...)

Скриншот кадра фильма
Скриншот кадра фильма

Ну и последнее на сегодня. ) Мне кажется (с точки зрения человека сегодняшнего, конечно), что Лариса - счастливый человек с возможностью выбора из нескольких вариантов. Она мечтала о большой любви, сильных страстях - она их получила. А ведь не все могут этим похвастаться, согласитесь. Ну а дальше... Хочется ей тихой семейной жизни - вот Карандышев, который примет её любой. Даже если ей захочется и дальше любить Паратова - примет. Хочется ей жизни яркой и красивой - вот Кнуров и Париж. А для приличия купец ей наверняка и мужа подставного купит. Ну, а можно вернуться домой и продолжить поиски нового кандидата в женихи. Угар пройдет и прошедшая ночь забудется... Впрочем, это я уже, пожалуй, слегка впадаю в свойственный нашему веку цинизм. А мы ведь о любви говорили!

Ну и по сложившейся на Дзене традиции напомню, что сказать спасибо автору можно, поставив лайк. Попробуйте, это совсем не сложно!