Тут я должен написать нечто, способное возможно ошарашить даже самого Евгения Борисовича Куркина. Уже десятилетия (не одно!) спустя мне довелось проходить курсы повышения своей квалификации в стенах родного Урайского Колледжа . Курсы вела весьма интересная женщина, занимавшая к тому же в этом самом колледже не хилую должность. И вот она поведала мне свою историю. В самом конце восьмидесятых, начале девяностых годов она где-то в Казахстане возглавляла объединение из нескольких школ, и дошкольных учреждений, проще говоря всю образовательную сеть своего небольшого городка. При этом всё это было оформлено как Экспериментальная площадка не кем нибудь, а самим Худоминским! С П.В. Худоминским я познакомился, когда в 1987 году в Москве знакомил нашу образовательную элиту с моей модульной технологией.
И вот во время этого откровения моей учительницы она весьма солидно повысила мою квалификацию, раскрыв мне глаза на реально происхродившее. Куркин громко на весь Союз вёл в Урае эксперимент, а параллельно в Казахстане без шума и пыли потихоньку полегоньку Худоминским была оформлена точно такая же площадка и на ней дублировались наши "движения" и писались главы будущих научных трудов. Похоже об этой параллельной площадке Евгений Борисович даже не догадывался! Автор этих строк тем более.
Каким чудом они могли "повторять" наши управленческие решения, я не ведаю. Разве что чисто внешне копировать макро организационные решения. Но вот такого разгильдяя, как автор этих самых правдивых в мире строк у них точно не было, и быть не могло. Так что насчёт "копирования" всё равно огромная натяжка. Но я с удовольствием полистал бы те самые труды. которые родились на той площадке.
Справка о персоне:
Худоминский, Пётр Владимирович (р. 1930) д-р педагогических наук (1986), профессор (1989), член-корреспондент РАО (1990; Отделение философии образования и теоретической педагогики), зав. кафедрой Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Московской области. (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 468)
Федеральная экспериментальная площадка в городе Урае.
СПРАВКА
О содержании и формах игротехнического сопровождения экспериментов в УПВО
Игротехническое сопровождение представлялось нам совершенно необходимым в методологическом плане. Более того, как ни один хороший король не обходился без личного игротехника («шута»), так и ни одна школа не может обойтись без собственного игротехнического персонала.
При организации этого обеспечения мы опирались в первую очередь на собственные силы.
Играми сопровождались:
- проектирование и запуск всего УПВО;
- проектирование и запуск модульной технологии;
- проектирование и запуск школы старшеклассников;
- анализ каждого этапа развития и становления школы старшеклассников;
- итоговый анализ экспериментов за год, три года, пять лет, десять лет развития.
Всего в самом Урае было проведено более тридцати игр.
Игры, проведенные в Урае и за его пределами игротехническими командами Урая в 1988-1990 гг.:
Игра №1 – Золотое Дно, 62 участника
Игра №2 – школа №4 – на запуск модульной технологии, 56 участников
Игра №3 – школа №4 – анализ итогов эксперимента, 118 участников
Игра №4 – школа №4 – на программу школы-лаборатории, 45 участников
Игра №5 – Ханты-Мансийск, на позицию ИУУ, заказ ОКРУНО – 32 участника
Игра №6 - школа №5 – на запуск расписания с плавающим уроком, 68 участников
Игра №7 – школа старшеклассников (запуск), 215 участников
Игра №8 – школа №5 – на запуск модульного блока 6-х классов, 289 участников
Игра №9 – зал горисполкома, на создание Ассоциации внешкольных учреждений, 421 участник
Игра №10 – Золотое Дно, на выработку Устава города Урая
Игра №11 – Екатеринбург, на запуск Семейной школы
Игра №12 – «Самоцветы», на самоопределение учащихся
Игра №13 – Екатеринбург, на запуск школы МЖК-1
Игра №14 – Новосибирский академгородок, школа №6
Игра №15 - Новосибирский академгородок, школа №108
Игра №16 - Новосибирский академгородок, районо
Игра №17 – на анализ расписания в школе старшеклассников
Игра №16 – Урай, на запуск колледжа «Сурмико»
При проведении каждой из этих игр помимо ведущего игротехника в игре принимали участие (начиная с игры №6) учащиеся академических групп истфила школы старшеклассников, а несколько учащихся получили в свои аттестаты дополнительную запись за спецкурс «игротехника».
Старшеклассники участвовали в играх и в качестве участников и в качестве игротехников в группах.
Игры по собственной технологии обычно длились от 1 до 4 дней и распредмечивающий эффект достигался нами на 2-ой -3-ий час игры
Основной метод при проведении мгновенного распредмечивания – это содержательный вопрос по профессионализму атакуемого, как только он полностью «закрылся» в своем профессионализме, что достигается перекрестным опросом по смежным профессионализмам на профессиональном языке.
Итогом мгновенного распредмечивания выступает значительное смещение в приоритетах и первоначальных установках играющего, позволяющее ему продвинуться в своем профессионализме.
Игротехническое сопровождение осуществлялось не только в форме больших и малых игр, с соответствующей обработкой игрового плацдарма, подготовкой участников, организацией рефлексивного плана игры и т.п. Помимо организационно-детельностных игр по своей технологии мы проводили нормативно-деятельностные игры, игры на самоопределение и микроигры. Непрерывное участие игротехника в работе администрации школы на уровне управления различными деятельностями учащихся и педагогов – вот непременное условие качественно организованного игротехнического сопровождения.
Эксперимент в Урае показал, что школы должны иметь возможность включать в свой штат профессионального игротехника высокой квалификации.
Ректор SURMICO Ратушный А.А.
Федеральная экспериментальная площадка в городе Урае.
ОТЧЕТНАЯ СПРАВКА
Конференция модульных объединений 89
Проведена в октябре 1989 года (первая декада) в Большом зале горисполкома (президиум - Куркин Е.Б., Ноздрин В.С. Ратушный А.А., В.Н. Грибов и др.) Присутствовало более 240 педагогов города. Все руководители школ.
В повестке дня - отчет о первом годе работы Совета по образованию, утверждение Положения о модульных объединениях педагогов Урая, представлены программа и концепция развития эксперимента. Докладчик - Ратушный А.А. Организованы 7 модульных объединений: математики, естествознания, языкознания, социологии, начальных классов, полужесткого модуля и руководителей.
ЗДАНИЕ ШКОЛЫ № 5 В КОТОРОМ РАСПОЛАГАЛАСЬ ШКОЛА III СТУПЕНИ
1 – учебный блок школы №5 и вход, 2 – вход в ШС из под арки, 3 – спортзал, 4 – столовая,
5,7,8,9 – крыло ШС и учебные кабинеты в нем, 6 – кабинеты реального отделения ШС над аркой, 10 – крыло школы № 5
ОТЧЕТНАЯ СПРАВКА
Конференция внешкольных учреждений 89
Проведена через неделю после Конференции модульных объединений с целью создания Ассоциации внешкольных учреждений города Урая. Формально на этой конференции Ассоциация была учреждена, Устав был отдан руководству ассоциации на доработку, но фактически она так и не приступила к работе. Докладчик Ратушный А.А. Президиум Е.Б. Куркин, В.С. Ноздрин. Присутствовало более 200 педагогов и руководителей внешкольных учреждений.
Проект модульной школы на 3600 учащихся.
Вариант архитектурно-планировочного решения маточной модульной школы в городе Урае, выполненного ЦНИИЭП школ под руководством доктора архитектуры В.И. Степанова по заказу ПО «Урайнефтегаз». Третий вариант проекта.