Найти тему

Кто лучше - Лавров или Баталов, Тенякова или Луппиан, Ургант или Володина. Два разных фильма об одном и том же.

Продолжение. Начало тут.

Итак, по рассказу Юрия Нагибина "Срочно требуются седые человеческие волосы" в течение 8 лет было снято два телефильма. Один в 1970 г. на Ленинградском телевидении "Срочно требуются седые волосы", и второй - "Поздняя встреча" в 1978 г. на Свердловской киностудии. В первом случае фильм снял режиссер Ленинградского телевидения Иван Рассомахин по сценарию, который написал сам совместно с Татьяной Марченко. Телефильм 1978 г снял ленинградский режиссер Владимир Шредель, который в общей сложности снял три фильма по произведениям Юрия Нагибина, кроме "Поздней встречи", еще и "Ночной гость" и "Чужая".

Начнем с первого фильма. Как все помнят Сергей Иванович Гущин в рассказе изображен глубоко несчастным в личной жизни человеком, в связи с чем совершенно не следящим за собой, такой "пыльный" человек. Он давно уже отвык с кем-либо интересно общаться, кроме своих любимых книг по архитектуре старого Петербурга. Вот именно такого персонажа и играет Кирилл Лавров.

Все это снято в павильонных декорациях, сделанных в очень минималистском стиле. Практически нет никакой музыки. Черно-белый экран. Но это и хорошо, ничто не отвлекает от действия. Это по существу фильм-спектакль.

А вот через восемь лет Владимир Шредель снимает очень красивую цветную кинокартину, с великолепной музыкой, которая придает фильму мелодраматический оттенок. Актеры все очень красивые и обаятельные, модно одетые. Замечательные виды Ленинграда. Не фильм - конфетка в яркой обертке. Все, что нужно для красивой, немного грустной мелодрамы о несчастной любви.

Гущина в фильме играет былой кинокумир 50-х-60-х годов Алексей Баталов. К 1978 г. году он уже прочно в тени былой славы. Последнюю значимую роль сыграл в 1970 г. в фильме "Бег". Видимо, его типаж уже не востребован так, как раньше.

И если в паре Лавров-Тенякова полное равноправие, никто не пытается "тянуть одеяло на себя". То в паре Баталов-Луппиан солирует, конечно Лариса.

А дальше Гущин ведет Наташу показывать свои любимые места в Ленинграде, в основном связанные с творчеством его любимого архитектора Джакомо Кваренги.

А потом хозяин катера рассказал Наташе, что Гущин бывший военный летчик, защищал Ленинград во время войны, летал в одном экипаже с его сыном и во время одного из боевых вылетов сын погиб, а Гущин чудом уцелел, успев выпрыгнуть с парашютом из сбитого самолета. И еще Гущин и Наташа подберут потерявшуюся собачку и вернут ее хозяйке. Хозяйка захочет дать Гущину денег в благодарность, но он благородно откажется.

В общем, режиссер Шредель делает все, чтобы как-то обосновать, почему Наташа влюбилась в Гущина. Он и одет, как Бельмондо, он и герой-летчик, он и собачку спас и денег не взял за это. В рассказе, кстати, всего этого нет. И последнее, что можно сказать "добило" Наташу - это то, как Гущин умеет управляться со сварочным аппаратом. Повела Наташа Гущина к своим друзьям - ленинградской творческой якобы богеме, а на самом деле дилетантам, балующимися искусством. "Богема" эта собиралась у скульптора Петра Басалаева.

А вот у Шределя вся эта богемная сходка подана с неким сарказмом.

И вот здесь Гущин окончательно влюбил в себя Наташу. Он научил Басалаева пользоваться сварочным аппаратом. Скульптор, что- то там пытался какое-то художественное произведение с его помощью создать. Сварочный аппарат - это была последняя капля. После этого Наташа увела Гущина к себе под видом выпить чаю и уложила с собой в постель. В первом фильме для этого хватило одной экскурсии.

Если в фильме Шределя главное действующее лицо - это Наташа. Лариса Луппиан тут всех исполнителей, в т.ч. и Баталова отодвигает на второй план, весь фильм крутится вокруг этой очаровательной умницы. То в первом фильме практически до самого финала Лавров и Тенякова шли на равных. А вот под финал и появилась та, которой была отведена основанная роль в фильме. Это жена Гущина Мария Васильевна в исполнении Нины Ургант.

Если фильм Шределя - это фильм о том, как главный герой хотел, но не смог уйти к молодой любви, и главная жертва в нем Наташа. То фильм Рассомахина - это о том, как главный герой хотел, но не смог бросить старую, нелюбимую и не любящую его жену, и главная жертва - Мария Васильевна. Ни Гущин, ни Наташа, а именно Мария Васильевна.

И в фильме Шределя Маргарита Володина прекрасно играет Марию Васильевну, но у нее драматургического материала меньше. А вот у Нины Ургант есть что поиграть. Ее роль в фильме получилась наиболее объемной.

И в первом фильме более подробно показана предыдущая жизнь Гущина и его жены. И становится понятным, почему он не смог от нее уйти. Если Наташа - стойкий оловянный солдатик и выдержит тот удар предательства, что нанесет ей Гущин, то Мария Васильевна сломается. А кроме того, все-таки помнит Гущин какая она была прежде, и такая масса совместно прожитого у него с женой, что не может он от этого вот так просто избавиться. Из двух своих жертв, он выбрал самую слабую, чтобы спасти ее. Вот такой финал в фильме, где играю Лавров, Тенякова и Ургант.

Но Шределю такого финала, который был и в рассказе, недостаточно. Это Нагибин оставил читателю возможность ломать мозг -что же это такое было, кто виноват и что делать. А вот режиссер решил,что надо все объяснить так, чтобы и дураку все было понятно. И он делает совершенно другой финал, так же, как он сделал и в фильме "Чужая".

Проходит 12 лет. Гущин впервые после той встречи с Наташей приезжает в Ленинград на встречу с боевыми друзьями. Ему уже 60 . Но выглядит как огурчик. Даже лучше себя прежнего.

И такой финал нужен для того, чтобы Гущин лично признался, чтобы ни у кого уже и сомнения не было ни в чем, почему он не ушел к Наташе, хотя уже бежал, сверкая пятками на самолет.

А оказалось все очень примитивно. Испугался он. Вот что он мог, по его мнению, предложить Наташе. Только свои седые человеческие волосы. А она молодая. Зато он себя после Наташи героем почувствовал, и вся жизнь изменилась. То есть дяденька просто испугался разницы в возрасте. Был у него уже такой печальный опыт. Ведь и Мария Васильевна его младше почти на 10 лет. А Наташа ему почти в дочки годится. А значит никакого серьезного чувства у него и не было. Пожалела его на часок одинокого такая же одинокая женщина - вот и вся история.

И в итоге получился фильм не о "поздней встрече", а о банальной командировочной интрижке. И красивая мелодрама о несчастной любви превратилась в результате в маленький фарс. Играй Гущина не Баталов, а другой актер, все признали бы Гущина примитивным слабаком и предателем. Но вот для того и позвали в фильм Баталова, который и предателя с помощью своего былого обаяния может превратить в несчастную жертву. Не мы такие - жизнь такая.

Юрию Нагибину такой финал не понравился. Он посчитал, что Шредель чуть не загубил хороший фильм, Нагибин радовался, просматривая предварительный материал, что в фильме найдена очень хорошая и добрая интонация, что очень трогательна Луппиан, обаятелен, как в молодые годы Баталов, прекрасно поет Ирэна Сергеева. И не очень лицеприятно отозвался о Шределе в своих "Дневниках". Уж на что, все у Нагибина упрощено и схематично, так Шредель вообще все свел до примитива. Это, наверное. и не понравилось Нагибину.

Вот такие два фильма. Смотрите и сравнивайте.

И два маленьких музыкальных бонуса из этих фильмов в исполнении Александра Хочинского и Ирэны Сергеевой.

Еще несколько статье о фильмах по произведениям Юрия Нагибина.

"Чужая" - можно ли построить счастье на чужом несчастье.Можно. Мы все только так и делаем"

"Ночной гость". Самая загадочная роль Иннокентия Смоктуновского. Он играет Зло.

"Стюардесса" - короткометражный полет с викингом любви, не переносящим болтанки"

"Бабье царство" - первый правдивый показ в нашем кино немецкой оккупации

"Семья Ивановых" - вот же угораздило Мордюкову и Рыбникова вляпаться в это... кино."

Пишите комментарии. Ставьте лайки. Подписывайтесь на наш канал.