В лето 6897 (1389) Пимен митрополит пошел в третий раз в Царьград, а с ним Михаил епископ Смоленский да архимандрит Спасского монастыря в Москве Сергий. Началось их путешествие из Москвы 13 апреля, в великий вторник на страстной неделе. В Коломну прибыли в субботу великую перед пасхой, а в святое воскресенье пасхи пошли к Рязани по реке Оке. Прибыли к городу Перевитску, здесь встретил нас епископ Рязанский, а вблизи города Перевитска с любовью встретил нас великий князь Олег Иванович. Со своим епископом Феогностом он с радостью принял и угостил нас. Затем повелел боярину своему Станиславу проводить нас с вооруженной дружиной до реки Дона, опасаясь нападения разбойников. Провожали нас и владыки — Даниил Смоленский и Савва Сарский.
Путь рекою Доном до моря и морем до Царьграда. В неделю Фомину 5 проводили с нами три струга и один насад на колесах, в четверг спустили их на Дон, а на второй день доплыли до Чур Михайловых (так называется место, где когда-то город был). Здесь дали нам утешительное наставление, простились, жалостно и с умилением проводили нас и возвратились восвояси.
В неделю же святых жен-мироносиц вошли все с митрополитом на корабли и пошли рекою Доном, грустя и скорбя о путешествии. Места были очень пустынные, не было видно ни села, ни человека, только звери, лоси, медведи и другие звери. Во второй день речного плавания минули две реки, Мечу и Сосну, в третий же день — Острую Луку, в четвертый — Кривой Бор. В шестой день добрались до устья Воронежа. Утром в день памяти святого Николая приехал к нам князь Юрий Елецкий с боярами и со многими людьми и доставил нам радость великую. Оттуда приехали к Тихой Сосне, видели столпы каменные белые, красиво стоят в ряд, как стога малые, над рекою над Сосною. Минули Червленый Яр, Битюк и Похор. В неделю Самарянину минули реку Медведицу, горы высокие и Белый Яр; в понедельник — горы каменные красивые, во вторник — Теркли, городище и перевоз. Здесь впервые встретили татар. В среду минули Великую Луку и Сарыхочзин улус. Здесь нас охватил страх, так как вступили в землю народа измаильского. В четверг минули Бекбулатов улус, в пятницу Червленые горы, в воскресенье минули Акбусин улус. В понедельник прошли Бузун-реку, в канун Вознесения добрались до моря.
В неделю святых отцов погрузились в корабль на устье Дона под Азовом[1]. Отошли в море и в полночь встали на якорь. Некоторые люди оклеветали нас в городе. Догнали нас фряги на лодках, вскочили на корабль. И был топот большой на палубе корабля. Я не знал, что происходит, вышел на палубу, видел мятеж большой. И говорит мне владыка: “Игнатий, что стоишь и не печалишься?” Я же ответил: “Что происходит, владыка?” И сказали мне: “Эти фряги прибыли из города, нашего митрополита схватили и связали[2], также и Германа и его дьякона. Митрополит оказался их должником, мы же с ним без вины погибаем”. И мы спросили старшего: “Что хотят сотворить им?” Он же ответил: “Не бойтесь, что принадлежит вам, вы свое и возьмете”. Вскоре фряги были удовлетворены митрополитом, получили довольную мзду и всех нас отпустили.
Прошел день, а во второй отплыли оттуда. Ветер был добрый, попутный, но на третий день подул тяжкий встречный ветер. Мы испытали большую усталость и боялись потопления корабля. Сами корабельщики не могли стоять, сваливались, как пьяные, ушибались. Пришли в пролив Азовского моря, вышли на великое море. В шестой день минули Керченский (Кафинский) пролив и Сурож.
Прошли четыре дня. В пятый день, в четверг, завеял встречный ветер и погнал нас в левую сторону, к Синопу. Вошли в залив близ города Синопа и тут пробыли два дня. Повеял добрый попутный ветер, и поплыли вблизи берега. Были здесь горы высокие, в половине гор терлись облака. Напротив города Амастра заговелись перед Петровым постом.
Во вторник минули Пандораклию. В среду повеял встречный ветер, и мы возвратились в Пандораклию. Пробыли девять дней. Здесь есть церковь святого Федора Тирона. Тут же было его мучение, в этой церкви находится гроб его. Оттуда пошли в лодках к Царьграду, в день рождества Иоанна Предтечи. Утром в пятницу минули Диополь-град. В субботу обедали на устье реки Сахары. В воскресенье минули города Дафнусию и Карфию, пришли в город Астравию. Здесь задержался митрополит, пытаясь навести справки о турецком султане Мурате. Будто бы Мурат пошел войною на сербского князя Лазаря[3], и была весть, что убили в схватке обоих — Мурата и Лазаря. Побоявшись мятежа, так как находились в Турецкой державе, митрополит отпустил монаха Михаила, Смоленский епископ Михаил — меня, Игнатия, а архимандрит Сергий Азаков — своего монаха. И пошли от Астравии в неделю перед Петровым днем. Утром пошли от Фили и минули Риву, пришли к устью и минули Фонарь. Ветер был добрый, прибыли в Царьград с радостью неизреченною.
В понедельник, накануне Петрова дня, во время вечерни, пришли к нам русские люди, живущие здесь. И была радость обоим великая. В ту ночь пробыли на корабле. Утром же в самый праздник святых апостолов, благодаря бога, вошли в город. Утром же пошли к святой Софии, что именуется Премудрость божия."
Хожение Игнатия Смольнянина в Царьград (XIV в.). Перевод.
1. Имеется в виду город Азов (район устья Дона). Во время путешествия русской делегации Азов принадлежал генуэзцам и служил важным складочным местом в их торговле с Индией, Китаем, Персией и главным невольничьим рынком южных степей.
2. Пимен во время своей первой поездки в Константинополь в 1379 г. был в составе делегации для поставления в митрополиты коломенского попа Дмитрия Ивановича (Митяя), который внезапно скончался в пути. Пимен решил самовольно предложить себя константинопольскому патриарху в московские митрополиты. Для достижения этой цели и подкупа он занял крупные суммы денег у генуэзских купцов. После возвращения на Русь он был сослан Дмитрием Донским в Чухлому и Тверь и оказался должником генуэзцев, за что и был схвачен в Азове.
3. Имеется в виду Мурад I, турецкий султан (1359—1389 гг.). В 1389 г. он разбил на Коссовом поле в Сербии объединенные силы сербов, албанцев и валахов, которые пытались свергнуть турецкое иго, но был убит после сражения сербом Милошем Обиличем.