Отзыв на прочитанную книгу
Александр Пыжиков «Коренная Россия. Былины. Заговоры. Обряды». Издательство Концептуал, 2020 год.
Выход обозреваемой книги прошел менее чем через год с момента скоропостижной и неожиданной смерти автора книги, которого без преувеличения можно назвать выдающимся историком.
Обозреваемая книга представляет собой исследование былин, заговоров и обрядов. Использован обширнейший комплекс источников как фактологического, так и исследовательского содержания, а временной охват - с конца XVIII века до настоящего времени. Наиболее интересными источниками представляются материалы этнографических экспедиций, собранные во второй половине XIX века:
Пётр Бессонов «Песни, собранные П. Н. Рыбниковым» 1861 год;
Владимир Стасов «Происхождение русских былин» // Стасов В. В. Сочинения Т 3, СПб 1894 год;
«Онежские былины, записанные Александром Фёдоровичем Гильфердингом летом 1871 года», М: 1873 год;
«Архангельске былины и исторические песни, собранные А. Д. Григорьевым в 1899-1901 годах». М: 1904 год.;
«Беломорские былины, записанные А. В. Марковым» М: 1901 г.
Первая глава обозреваемой книги посвящена русским былинам. В ней сделана попытка понять смыслы русских былин на основе утерянного языческого мировоззрения. Указывается, что за каждым богатырём или артефактом, несмотря на сугубо церковное звучание, стоит какое-либо природное явление. По словам автора книги, люди той эпохи воспринимали мир как колебательную систему (ветра земные и ветра небесные.) Также в книге дана критика исследований, сделанных с позиций, как западников, так и славянофилов, а также других исследований, выполненных на основе церковно-догматических и позитивистских концепций.
Из этой главы было интересно узнать, что «портомойница» или «портожница» – это знахарка колдунья со специализацией на порчу, причём без поправки сделанного и заговорённого. Второй интересный факт из этой главы, о котором хотелось бы упомянуть – слово «иконостас» входит в русский язык не ранее 17 века.
Вторая глава посвящена Владимиру Стасову и его открытиям в области фольклора. Вторая часть этой главы описывает создание, первое издание и последующую полемику вокруг книги «Происхождение русских былин». Она мало интересна с точки зрения фактуры и содержания самих былин и обрядов, однако здесь показано как научное сообщество не желая выходить за пределы существовавших в то время парадигм, безуспешно пыталось доказать несостоятельность идей, выдвинутых Стасовым при его жизни, и успешно предало эти идеи забвению после его смерти.
Так и в настоящее время можно очень часто видеть, как некоторые научные сообщества «топят» новые идеи и их авторов, вместо того чтобы их перепроверять. Из чего можно сделать вывод, что целью этих сообществ является отнюдь не поиск истины, а нечто другое.
Читателям, ознакомившимся со вступительной статьёй А. Пыжикова «Неожиданный Владимир Стасов» в книге Владимир Стасов «Происхождение русских былин» можно эту главу смело пропустить. Тем же, кто не читал «Происхождение русских былин» – наши горячие рекомендации к прочтению данной книги. (см. наш отзыв).
Третья глава, несмотря на название, посвящена не сколько заговорам как таковым сколько отдельным явлениям, фигурировавшим в заговорах. Даётся интерпретация описанных явлений. Небольшой экскурс в письменную фиксацию заговоров и церковную борьбу против "тёмных деревенских предрассудков". Указывается, что, несмотря на обилие христианских святых, фигурирующих в заговорах, они представляют собой языческие божества, совершающие те или иные действия.
При прочтении данной главы автору этих строк очень не хватало приложения, где были бы приведены полные тексты заговоров.
Четвёртая глава посвящена обрядам. Здесь рассмотрены отдельные явления деревенской жизни, такие как: деревенская община в то время называвшаяся вервь или верёвка, некоторые аспекты лечебных практик того времени, родовспоможение и институт повитух, а также похороны и культ предков.
Пожалуй, именно эта глава позволяет соприкоснуться с языческим магическим миросозерцанием наших предков, имевшее место чуть более века назад. Удивительно, нет, волнующе было узнать насколько глубоко это миросозерцанием входило в жизнь простого человека, и как оно формировало поступки человека на протяжении всей жизни.
Поразил ещё такой факт: в случае ухода человека из общины по призыву в армию или для жизни в городе, по нему справляли похороны. Уход в иной мир...
В этой же главе в рамках описания обрядов похорон и поминок описывается приобретение родительского статуса умершим на 40-й день после смерти. То есть вход человека в пантеон предков. И последующая подмена церковью языческого родового пантеона пантеоном христианских святых, в первую очередь мучеников. Вот оно управление людьми через переписывание истории и подмену мировоззрения.
Подводя итог. У автора этих строк обозреваемая книга оставила в целом положительные, но двоякие впечатления. С одной стороны, доказан тезис о наличии чрезвычайно широко и подробно разработанного «языческого» мировоззрения наших предков, сохранявшегося в деревенской среде, по крайней мере, до конца XIX века, использован обширный корпус источников и интересная фактура. С другой стороны, сложилось впечатление, что в книге необоснованно идеализируется языческая, читай крестьянская культура, эпохи Романовых и ранее. Кроме того большую часть информации, представленной в книге можно почерпнуть из цикла передач тайны русской старины.
Мы убеждены, что обозреваемую книгу можно назвать «творческим завещанием» автора и вопросы, поднятые в ней ещё должны найти своего исследователя.
#Пыжиков #история #Литература #язычество #культура