Как я уже писала, первая рекомендация врача и педагогов была изменение предметно-развивающей среды дома. Как мы организовали игровое пространство. Независимо ни от чего, главная деятельность ребенка до 7 лет - игра. Игра должна быть правильной, то есть надо учиться играть по правилам. Это комфортно и ребенку и родителю.
Раздражители
В первый же день после посещения комиссии, наш дом покинули все машинки. Часть убрали, часть отдали, часть выкинули. Один специалист сказал, что это не поможет, но в нашем случае помогло. Мы поехали в магазин и выбрали только те игры, в которые надо играть вместе. Наш выбор пал на посуду и фрукты, набор врача, мольберт с мелом и магнитной доской и интересные магнитные доски, которые оказались очень интересны ребенку. Магнитные наборы есть разные: стройка, животные, алфавит. Конечно, по началу было сложно. Он искал и требовал машинки, потому что на привычных местах их не было. Но через пару дней нам удалось втянуться. Правда машинки он начал мастерить сам, из всего чего только можно, но катать их не получалось, такой вариант нас вполне устраивал. Зато какое развитие фантазии, он собрал машинку из конструктора, а колеса приделал из половинок огурца :)
Книги
Особая проблема была с книгами. Обычные книги, сын просто листал не обращая внимания, совершая тупые механические движения. Про книги с объемными изображениями я узнала с канала одной мамы, которая так же занимается дома с сыном, с такой же проблемой. Мы решили тоже попробовать и это тоже стало интересно. Не сразу, но стало интересно. В этом деле мне кажется, сразу вообще ничего не бывает, только пробовать и пробовать, с терпением, с позитивом, не срываясь на истериках. Это очень тяжело, морально и физически, но надо, иначе нельзя. Если не мы родители, то никто.
Планшет
Планшет оказался прекрасным вариантом для понимания навыков ухода. Например игра про котика Бубу. Это более развитый тамагочи (если помните такие игрушки). Бубу надо кормить, мыть, водить в туалет, чистить зубы и конечно с ним надо играть. Это очень интересные игры, на примере которых можно обучать навыкам гигиены и ухода. Таких игр множество. Есть еще уход за малышом, которому надо менять памперсы и варить кашку. Просто доступно, а так же развивает мелкую моторику и внимание, которых часто не хватает.
PECS
В центре психолого-педагогической помощи, дефектолог занималась с сыном при помощи карточек PECS и рекомендовала использовать нам их дома. На тот момент Лешик совершенно не говорил, изредка неясные звуки, сказанные не к месту. Но я чувствовала, что потенциал разговорный у него есть и я очень боялась, что на карточках, он совсем расслабиться и необходимости в речи у него не будет. Однако на этих карточках, у него появился указательный жест, которого у него не было, но в постоянное использование мы все же их вводить не стали, уж очень сильным был страх, что мой мальчик никогда не скажет ни слова. Хотя продвинутые американские исследователи, вроде как доказали, что карточки PECS не останавливают речевое развитие.
Если вспомню еще какие-то мелочи про предметно-развивающую среду, обязательно о них напишу.
Я очень хочу поддержать родителей наших малышей. Жизнь с особенным ребенком сложная, требует много сил, терпения и отдачи, никто нас этому не учил и к этому не готовил. Каждый из нас становится и врачом, и педагогом, и диетологом для своих детей, потому что мы, со всеми своими знаниями, нужны им каждый день, каждый час, каждую минуту. Я знаю, что каждый родитель ищет лучшие и подходящие варианты именно своему ребенку, потому что каждый ребенок индивидуален и это очень важно делиться опытом и поддерживать друг друга. Ведь кто, если не мы?