На волне роста протестной активности в день голосования на выборах Президента Беларуси, власти решили по всей стране «положить» интернет.
В Республике Беларусь прошли выборы Президента, на которых, согласно государственным экзит-полам, с результатом около 80% победил действующий глава государства Александр Лукашенко. Однако ещё до начала голосования многие жители республики и эксперты заявляли о недоверии к возможным итогам, поскольку не были допущены к участию несколько оппозиционных кандидатов, причём в ход шли не только формальные причины с «неправильными подписями» и «не так оформленными документами», но также аресты и фактическое выдавливание некоторых политиков из страны.
Поэтому предвыборная гонка сопровождалась массовыми протестами, которые разгорелись с новой силой после того, как власти объявили о победе действующего Президента страны — Александра Лукашенко. Согласно официальным данным, его ближайший конкурент — Светлана Тихановская — набрала лишь 6,8% голосов.
Более того, эксперты и многие активисты выражают сомнения в правдивости данных о высокой поддержке действующего главы Республики Беларусь, однако эти данные ни подтвердить, ни опровергнуть пока невозможно ввиду непрозрачности социсследований и официальной статистики в стране.
Для предотвращения фальсификаций на выборах активистами были созданы онлайн-платформы альтернативного подсчёта голосов, которые за пару дней до голосования Генпрокуратура Беларуси предложила заблокировать, поскольку они «не имеют аккредитации для сбора и интерпретации соответствующей социологической информации». По заявлению ведомства, при установлении фактов проведения гражданами или наблюдателями неправомерных опросов общественного мнения их могут привлечь к административной ответственности по статье 9.28 КоАП республики.
В день голосования начались проблемы с доступом к ряду сайтов, которые были замечены в нелояльности к действующей власти в стране. После чего сбои обнаружились даже в работе некоторых интернет-сервисов, никак не связанных с выборами, например, в Минске в какой-то момент перестали работать службы такси «Яндекса» и Uber. Также исчез доступ к новостным сайтам ТУТ.by и «Белта», и даже «лёг» сайт ЦИК — зайти на них невозможно было даже с помощью VPN.
Действительно, понять причину проблем с интернетом исходя из сообщений провайдеров было невозможно, поскольку данный вид связи в республике, по их словам, предоставляется от уполномоченных операторов — РУП «Белтелекома» и Национального центра обмена трафиком, поэтому их работа в целом зависит от того, как быстро справляются со сбоями эти «государственные гиганты»:
Позже перебои с интернетом начались в целом по всей республике. По сообщениям пользователей соцсетей, проблемы с доступом были также в Facebook, «ВКонтакте», Instagram, Telegram, Skype, Viber. Ограничениям подвергался и YouTube — на сам сайт можно было зайти, но видео и каналы не загружались.
«Примерно три часа назад (время я потом точно скажу — в девятом часу утра местного) во всей Республике пропала связанность, — написал в своём Telegram исполнительный директор ОЗИ Михаил Климарёв. — Почти в ноль. Потом, линки начали восстанавливать, но очень избирательно. Скорее всего, был полностью положен линк от BELPAK-AS (Белтелеком — самый популярный аплинк в РБ, AS6697). При этом, линки в НЦОТ (AS60280) вполне себе работали. Но там и каналы пожиже, и связность только с российскими АС. В общем, следим. Все это очень плохо выглядит. А! Телеграм, ТОР и Psiphon в Беларуси вполне себе работают. Некоторые VPN-сервисы — прилегли. Не думаю, что это блокировки целенаправленные. Скорее всего спецэффекты от потери связности и перегрузки по направлениям».
На сбой Сети жаловались также прокремлёвские издания. Так, главред телеканала RT, МИА «Россия сегодня» и ИА Sputnik Маргарита Симоньян писала в своём Facebook, что в офисе «Sputnik Беларусь» лёг интернет, поэтому редакции пришлось перейти на резервный:
В день выборов стало известно, что на платформе «Голос», против которой выступила Генпрокуратура республики, 80% избирателей отдали свои голоса Светлане Тихановской (на тот момент там было зарегистрировано более миллиона человек). «Каждый голос, предварительно оставленный за кандидатов, пользователи смогут подтвердить фотографиями бюллетеней», — подчёркивают создатели платформы. В тот же вечер в штабе Тихановской перед началом её пресс-конференции был отключен интернет.
Судя по всему, устроить в Белоруссии настоящий шатдаун власти решили после того, как были объявлены окончательные итоги с официальных экзит-полов, когда на улицы вышли тысячи протестующих.
По данным Знак.com, с 18:30 по белорусскому времени в Минске полностью был блокирован интернет, и «если раньше связь была доступна на городских окраинах, то сейчас ее нет вообще» (по состоянию на 23.00 мск).
О блокировке мобильного интернета, сбоях в фиксированной Сети, а также неработающем VPN журналисту CNews Игорю Королёву сообщал знакомый из Минска.
Здольников в 21:48 по московскому времени написал, что в РБ полчаса назад «почти целиком выключили интернет».
В какой-то момент республику перестал видеть «Яндекс». «Прибили связность с Cloudflare и 8.8.8.8. И вот тут уже становится реально страшновато. Пока еще парни пишут в телеге…», — сообщил ночью Климарёв.
Также пользователи, которым удалось как-то пробиться в Сеть, выкладывали сообщения, подтверждающие начавшийся в стране шатдаун, а также инструкции — как восстановить доступ:
«Общество Защиты Интернета участвует в большом международном проекте по мониторингу связности белорусского сегмента сети, — пишет один из создателей ОЗИ, политик Леонид Волков. — У нас есть данные специальных «проб» или «якорей» внутри страны; есть данные провайдеров; есть инструменты измерений типа индекса связности. Скоро выкатим на сайте ОЗИ большой материал о том, что происходит с байнетом».
Он также констатирует следующие факты:
1. Безусловно, государство хочет выключить интернет совсем. Но у него не получается (и не получится).
2. Выключили главный рубильник в Белтелекоме (это как Ростелеком, только Бел-), и еще какое-то количество рубильников, до которых смогли дотянуться. Это привели к падению связности в пять раз, до 20% обычного уровня. То есть от общего числа точек сопряжения белорусских сетей с зарубежными осталось лишь 20%.
3. Это приводит, разумеется, к куче неприятных последствий. Вплоть до того, что люди в Минске не могут расплачиваться банковскими картами. Ну и, понятное дело, многие сервисы не работают.
4. Разумеется, больше всего от падения связности страдают «трафикоемкие» сервисы. Ютубу плохо. Телеграм — работает.
5. Интернет, как известно, придуман и спроектирован умными людьми так, чтобы противостоять ядерному удару. Отключение одного узла, даже большого — не приговор. Трафик понемногу пойдет через оставшиеся линки.
6. Отключить их у Лукашенко так просто уже не получится: там остались мелкие независимые провайдеры, остались и зарубежные провайдеры. Разве что в каждый офис ОМОН послать, но и то не факт, что из этого что-то выйдет.
7. Прогноз поэтому умеренно оптимистичный. Какая-то связь будет всегда, телеграм (а тем более всякие тор и псифон) работать будут, а постепенно, возможно, и ютуб поднимется.
Возвращение интернета было зафиксировано уже утром 10 августа.
Подписывайтесь на нас в уже разблокированном Телеграме! Там мы публикуем свежие новости и аналитику в области защиты цифровых прав и недопустимости интернет-цензуры.