Сегодня в эпоху смартфонов, компьютеров, информационных и гибридных войн такое явление, как пропаганда как никогда плотно вошло в нашу жизнь. И казалось бы, все понимают, что это что-то плохое, а каждый молодой и продвинутый подросток уверенно заявит, что он не смотрит телевизор, ибо он является главным источником пропаганды в стране. Но что такое пропаганда? Всегда ли она плохая? И если нет, то есть ли хорошая? Этому вопросу и будет посвящена эта короткая заметка.
Суть явления
Итак, энциклопедия Британика дает пропаганде следующее определение:
Пропаганда - это распространение информации - фактов, доводов, слухов, полуправды или лжи в целях воздействия на общественное мнение.
Определение достаточно нейтральное и не несет явной негативной коннотации. Хорошо, но что является инструментом пропаганды? С помощью чего можно повлиять на общественное сознание?
В этом же абзаце энциклопедии:
Более или менее систематические манипуляции с убеждениями, верой или действиями людей могут осуществляться с помощью символов(слов, жестов, баннеров, монументов, музыки, одежды, знаков, причесок, рисунков на монетах или почтовых марках и т.д.).
Здесь мы приходим к страшной правде жизни - пропаганда окружает нас везде. Но всегда ли она выступает злом? Пропаганда о вреде курения или пропаганда здорового образа жизни, в целом, воспринимается населением позитивно и жить, вроде как, никому не мешает, чего нельзя сказать о федеральных каналах в прайм тайм. Таким образом, важна не пропаганда как таковая, а группы людей, которые пропаганду заказывают и чьи интересы она обслуживает.
Вывод довольно банальный и казалось бы современный массовый зритель, осознающий реалии цифрового века должен быть готов к фильтрации поступающей информации, но..... нет. Сколько раз мы слышали, что нужно критически оценивать информации и не вестись за пусть привлекательной и простой, но необоснованной точкой зрения. Но на деле, люди в возрасте до сих пор с радостью заплывают на кисельные берега России 24, чтобы подвести итоги недели, а молодое постсоветское поколение охотно впитывает информацию с каналов Навального, Дудя или Каца, которые сверху донизу пропитаны пресловутой пропагандой. Не будем далее отдельно останавливаться на гражданах в возрасте, а поговорим о молодых людях, ведь за ними будущее страны.
Прошлое и будущее пропаганды
Почему же так происходит? Очевидно, такая ситуация складывается потому что старая школа пропаганды больше непривлекательна, а новая, наоборот, очень даже привлекательна. Государственная пропаганда, федеральные каналы, речи чиновников вызывают у молодом поколения инстинктивное отторжение и возможно отвращение. Но именно, что инстинктивное. В молодежной тусовке черпать информацию из телевизор считается часто "зашкваром". Люди инстинктивно понимают, что ВОТ ТАМ на первом канале ТОЧНО пропаганда и она ТОЧНО разжижает мозг, но не потому что они самостоятельно проанализировали материал, отследили все манипуляции пропагандиста и поймали его за руку, а потому что никто не хочет "зашквариться", зрителя просто приучили не тратить время на смешную и топорную пропаганду с ТВ. Но зайдя в интернет мы обнаружим точно такую же пропаганду, но несколько иного плана.
Чем же отличаются пропагандисты нового поколения от своих возрастных коллег? В сущности своей ничем, но вот имидж, подача, внешний вид делают свое дело. Уровень аналитики Владимира Соловьева не сильно отличается от аналогичного уровня Максима Каца или Ильи Варламова, но огромная разница в том, что первый пожилой охранитель, ретроград и гнусный пропагандист, а другие - молодые, приятные ребята, одетые в хорошую(и возможно дорогую) одежду, излагающие свои мысли без слов триггеров вроде "Украина", "Запад", "Крым" и проч.
Изменилась и подача. Старая школа пропагандистов отталкивает от себя молодую аудиторию своей напыщенностью, пафосом и топорностью с которой они преподносят материал на ТВ. А более смекалистые молодые коллеги давно уже поняли, что с аудиторией нужно разговаривать на ее языке. Что это за язык? Это вплетение массовой культуры в повествование через мемы, понятные молодому поколению культурные отсылки, использование сленга, жаргона и мата.
Для успешной промывки мозгов жизненно важно, чтобы зритель потреблял материал добровольно и вообще не осознавал, что это пропаганда. На практике это реализуется очень просто. Звериный оскал пропагандистской машины сменяется на милую улыбку, которая не хочет вас перепрограммировать, а хочет вас развлечь, развеселить. Развеселить на развлекательном шоу, где вместе с шуткой будет вброшена и политическая позиция. Развлечь на интервью с интересной персоной, где одна ловко вброшенная фраза или заданный вопрос способны внедрить в голову зрителя определенные мысли. "Объективная" аналитика, которая закладывает в головы нужные идеологические шаблоны. Все преподносится не агрессивно, с юмором, смешными и понятными всем отсылками.
Зритель в результате не отождествляет, например, интервью Юрия Дудя с пропагандой. Ведь нормальный парень вроде сидит, понимает чаяния молодого поколения, да еще известных и уважаемых людей приглашает. Какая уж здесь пропаганда.
Что же можно сказать в итоге
Пропаганда окружает нас везде и спрятаться от нее можно, пожалуй, только в глухом лесу, покинув цивилизацию. Значит ли это, что пропаганда при любых обстоятельствах зло? Однозначный ответ - нет. При потреблении информации нужно осознавать что за СМИ перед вами и чьи интересы оно отражает. Это могут быть интересы Кремля, а могут быть интересы других финансовых или политических групп. Но в том, и другом случае интересы населения или конкретно вас могут быть второстепенны или третьестепенны.
При этом нужно стараться анализировать и вычленять пропагандистский посыл, который сейчас так часто прячут под развлекательным контентом, милыми и приветливыми лицами или фасадом "успешности". Обложка может быть сколько угодно привлекательной, но она не гарантирует объективную или хотя бы достаточно аргументированную позицию.