Его арестовали в 1940-м году. Как потом станет известно, дело вели к тому времени уже почти десять лет. Там было множество доносов от людей совершенно разных профессий и чинов, даже самых близких. Писали они "куда следует" умело - и в органы и "самому товарищу Сталину".
9 лет вели дело Вавилова, но не арестовывали его. Дали возможность поработать во благо родной страны.
Николай Иванович родился на излёте 19 века, когда страна набухла идейными революционерами, фантазёрами левых и правых взглядов. Действующая власть старалась сохранить себя, новая поросль сорняками пролезала всюду призваниями к изменениям. Но работать и быть полезным мало кто хотел.
Отец Вавилова Иван, смог пройти путь от крестьянского сына до владельца фабрики. Смог и у детей сформировать любовь к труду. Сам любил науку, умел и сына заинтересовать микромиром, ботаникой. Вот и поступил Николай на агронома учиться. Странно же, сколько интересный профессий модных в те годы было. На юриста любили учиться, например. А он сельским хозяйством заниматься вот решил.
Да не просто по книгам он познавал науку, чтоб доклады потом писать. Вавилов "увидел своими руками" как земля родит в Черноземье, на Кавказе, в Средней полосе. Поэтому к окончанию ВУЗа он уже неплохо разбирался и в практической части сельского хозяйства. Можно уже устроиться на хорошую должность к крупным землевладельцам.
Но он продолжает наращивать знания. Вавилов задался целью изучить вопрос борьбы с вредителями растений. Для этого ему необходимо было погрузиться и в микологию и в фитопатологию. Его рвение не могло остаться незамеченным. Отечественная наука решила вложиться в этого молодого человека. Ему оплатили стажировку в Европе, он смог увидеть методы повышения иммунитета растений, применяемые на Западе. Потом был опыт персидских исследований. А вернувшись, уже стал проводить опыты с растениями, чтобы обеспечить их устойчивость к инфекциям, к вредителям.
Параллельно происходила одна революция, затем другая. Вавилов не вставал на защиту царя, не вывешивал красные флаги. Занимался наукой, веря в пользу своего дела. В 30 лет он уже известный ученый. Его пригласили преподавать в Саратов. Но исследования он не оставляет и уже в начале 20-х годов его открытия в части исследования иммунитета растений и наследственности изменений генетически родственных видов стали сенсацией уже на международном уровне.
Разумеется, Вавилова переводят тут же в Петроград. Там под его руководством Отдел прикладной ботаники и селекции превращается в полноценный Всесоюзный институт растениеводства. Одновременно и изучается возможность культивации сельскохозяйственных культур по всех климатических условиях страны, проводится изучение земледельческого опыта в Европе, Азии, Африке, в том числе и лично Вавиловым. Он добивается закупки из-за рубежа новейшего оборудования и технологий для развития отечественной науки.
Вавилов создает целую цепочку научных учреждений по всей стране для изучения и развития сельского хозяйства. Не только в аграрной сфере, но и в животноводстве, рыбохозяйстве. Проводится опыты по адаптации зарубежных, тропических культур к нашему климату. Вавилов собирает более 60 тысячи образцов генов растений со всего мира.
В 1939-м году состоялась легендарная встреча великого ученого со Сталиным. Вопреки ожиданиям правитель упрекнул Вавилова, что слишком уж он заигрался в науку, а надо заниматься конкретными делами - повышением урожайности зерновых. Высказал это ему жестко, даже раздражительно.
В 1940-м году вспомнили всё: отца зажиточного, поездки заграницу, высказывания о том, что служит не правительству а стране. Много чего ещё. В августе арестовали. Сбылись мечты его коллег, которые долгие годы писали на Вавилова доносы. Идейным вдохновителем негативного фона вокруг Николая Ивановича был академик Трофим Лысенко.
Этот человек противился всем генетическим опытам, которые проводил Вавилов. Многих генетиков из числа последователей Николая уже арестовали. В свою очередь, тот упрекал Лысенко, что его ретроградство замедляет развитие отечественной науки. В этом противостоянии у сторонника модернизации не было шансов. Лысенко шел выверенной правильно партийной дорогой, следовал заветам Мичурина и не стремился к "этим всем новомодным западным штучкам". В качестве дополнительной насмешки характеристику для следствия давала Вавилову комиссия во главе с Лысенко.
Арестованного Вавилова пытали, допрашивали нескончаемое количество раз, в том числе ночами, без перерыва на сон, требовали признаться во вредительстве, в том, что он сторонник некоей тайной партии, что служит западным разведкам. Он не выдержал. Сознался во всем, что ему инкриминировали. Дал показания и на других ученых. Позже он пытался, конечно, сказать, что был оговор себя, но его никто не слушал. Ходатайства его всеми отклонялись.
Вавилова приговорили к расстрелу, но долгое время держали в тюрьме в суровых условиях. В 1942-м году ему все же заменили высшую меру на 20 лет лагерей, но он уже не мог дальше бороться. Умер он в буквальном смысле от холода и голода. Страдая от дистрофии уже не смог справиться с воспалением легких. Умер там же, где когда-то работал над развитием аграрной науки - в Саратове.
Хочется закончить на позитиве, что "дело его живет и поныне", что "вклад в отечественную науку"... но вот как-то голодная смерть того, кто старался накормить страну выглядит уж слишком трагично. Потом же вспомнили о нем, реабилитировали. Значит, не был уж таким он страшным вредителем и предателем.
***Почитайте еще про Королева, которого тоже родная страна изрядно поблагодарила за развитие.