Найти тему
Лавка старины

Орлов Сергей Михайлович: скульптор, воплощавший русскую сказку в фарфоре

Орлова Сергея Михайловича можно причислить к одному из известнейших скульпторов Дмитровского фарфорового завода в Вербилках. Родился в Петербурге в 1911 году. Позднее семья переехала жить в Вологду, где, еще будучи юным, Орлов учился в железнодорожном училище и получал уроки рисования у преподавателя Дмитрия Николаевича Носкова. В 1929 году Сергей Михайлович приезжает в Москву и устраивается в художественную керамическую лабораторию при Государственном музее керамики, где получает первые навыки работы с керамикой и начинает свой жизненный путь в качестве художника-живописца.

Орлов Сергей Михайлович (1911–1973)
Орлов Сергей Михайлович (1911–1973)

Плодом его творчества этого периода стала серия тарелок на тему «Времена года». Однако в дальнейшем, начиная с середины 1930-х годов, Орлов проявляет больший интерес к фарфоровой пластике, над созданием которой он успешно работал на протяжении нескольких десятилетий на Дмитровском фарфоровом заводе.

Статуэтка «Клоун», Дмитровский фарфоровый завод в Вербилках, 1950-60 гг.
Статуэтка «Клоун», Дмитровский фарфоровый завод в Вербилках, 1950-60 гг.

Фарфор стал тем материалом, в котором наиболее ярко проявился пластический дар художника и сформировалась его индивидуальная творческая манера, во многом связанная с традициями старинных народных художественных промыслов. Образы и персонажи диковинных зверей и птиц, Бабы Яги, лешего, русалки, Конька-Горбунка, царевны Красы ненаглядной и Ивана, персонажей сказки «Царевна-лягушка» занимают почти все воображение художника и воплощаются в его скульптурных работах.

Триптих «Конек-горбунок», Дмитровский фарфоровый завод в Вербилках, 1950-60 гг.
Триптих «Конек-горбунок», Дмитровский фарфоровый завод в Вербилках, 1950-60 гг.

Позднее он обращается к темам исторического прошлого и фольклора, создает ряд жанровых композиций и со временем переходит к работе над монументальными скульптурами.

Штоф «Веселый клоун», Дмитровский фарфоровый завод в Вербилках, 1950-е гг.
Штоф «Веселый клоун», Дмитровский фарфоровый завод в Вербилках, 1950-е гг.

Орлов стал автором памятника Юрию Долгорукому в Москве и памятника Афанасию Никитину в Калинине. Однако фарфор всегда оставался для Сергея Орлова одним из любимых материалов.

Статуэтка «Лыжник», Дмитровский фарфоровый завод в Вербилках, 1950-60 гг.
Статуэтка «Лыжник», Дмитровский фарфоровый завод в Вербилках, 1950-60 гг.

Стоит отметить, что Орлов с одной композиции всегда делал несколько отливок, расписывая каждую из них по-новому, чтобы придать ей большую выразительность.

Благодарим, что прочли статью до конца!
Поддержите нас лайком, подпиской на канал «Лавка старины» и репостом в социальных сетях!
Мы будем стараться, чтобы наши публикации были вам интересны!

Возможно, вам также будет интересно почитать: