Сущность понятия “управленческий учет”
Зачастую путают понятия, связанные с разными видами учета и, в целом, с сущностью понятия “управленческий учет”, поэтому под ведением управленческого учета могут понимать совершенно разные учетные процессы. Рассмотрим основные разновидности учета, направленные на решения, которые важно сразу разграничить:
- Бухгалтерский учет. Это всем известная и понятная запись операций на счетах бухгалтерского учета в соответствии с принятой учетной политикой;
- Налоговый учет. Это фиксирование всех операций с точки зрения правильного исчисления и уплаты налогов, а также с целью оптимизации налоговой нагрузки на конкретную компанию в соответствии с действующими законами;
- Управленческий учет. Это фиксирование, обработка, анализ и преобразование информации, с которой руководитель работает и на основе которой принимает управленческие решения. Предметом управленческого учета служат именно результаты деятельности компании.
Задача управленческого учета
На основе этого, можно сформулировать главную задачу управленческого учета: обеспечение руководства компании своевременной, полной и достоверной информацией, необходимой для принятия важнейших решений, направленных на реализацию стратегических и тактических планов. То есть, именно ориентируясь на данные, формируемые системой управленческого учета собственники бизнеса и управленцы принимают ключевые решения, касающиеся дальнейшего развития компании.
Объекты управленческого учета
Объектами управленческого учета на предприятии являются:
- Продажи.
- Закупки, запасы, движения на складе, перемещения товаров и продуктов.
- Производство
- Финансы предприятия – бухгалтерия, налоги, движение денег, бюджетирование.
- Взаимоотношениями с деловыми партнерами, покупателями, заказчиками и клиентами.
- Персонал
Требования к управленческому учету
Ввиду того, что на основании информации, которую формирует система управленческого учета (как правило, в виде отчетов) принимаются важнейшие решения, эта информация должна отвечать определенным требованиям и принципам:
- объективность;
- актуальность;
- релевантность;
- понятность.
Автоматизация управленческого учета
Главной функцией автоматизации управленческого учета на малых и средних предприятиях - это увеличение эффективности принятия управленческих решений. Автоматизация решает сразу несколько важных задач:
1. Автоматизация управленческого учета позволяет выстроить систему бюджетов компании. Бюджет, если говорить просто – это план деятельности, выраженных в деньгах, финансовый план. Например, в магазинах обычно выделяют следующие виды бюджетов:
- Бюджет продаж. Это общий план продаж, который также может (и будет) детализироваться по структурным подразделениям фирмы, которые занимаются реализацией, вплоть до каждого менеджера;
- Бюджет закупок. Плановый документ для тех менеджеров, которые занимаются закупкой товаров, материалов, комплектующих;
- Бюджет расходов. Он может разделять на два вида: бюджет прямых и косвенных затрат. Также бывает общий и детализированный по подразделениям и отделам;
- Бюджет движения денежных средств – по магазину и по подразделениям.
2. Выстроить полностью управляемую схему контроля над финансовыми потоками. Руководитель может в любое время увидеть движение финансов в любом направлении в любом разрезе.
3. Автоматизация управленческого учета выстраивает схему финансовых показателей, которые необходимы именно этой компании и которые будут рассчитываться автоматически.
При этом очень удобно и важно то, что в автоматизированной системе руководитель может увидеть, как то или иное решение скажется на финансовом состоянии его компании еще до того, как оно принято. То есть, в программу вводятся некие данные (закупки, продажи, кредиты, инвестиции и другие), она сразу рассчитывает, как эти закупки, продажи, инвестиции повлияют на финансовое состояние компании.
Видя эти расчеты, руководитель понимает, стоит принимать решение или не стоит. К этим финансовым показателям относятся разные виды рентабельности – продаж, инвестиций. К ним относятся показатели оборачиваемости – запасов, кредиторской и дебиторской задолженности и другие. К этим показателям относится формирование прогнозного и отчетного баланса активов и пассивов предприятия на любую дату. Состав нужных показателей предприниматель формирует для себя сам, исходя из целесообразности.
Программа Бизнес.Ру позволит вести полноценный финансовый учет. В любое удобное для вас время вы сможете получить отчеты по расходам, затратам на единицу товара, количеству проданных единиц, цене реализации и многое другое.
4. Организация управленческого учета выстраивает систему оперативного анализа «План-Факт». Она позволяет в любой момент времени отследить, как выполняются поставленные задачи и, в случае необходимости, внести корректировки.
5. Позволяет максимизировать эффективность управления всеми ресурсами и запасами, минимизировать любые риски.
6. Позволяет минимизировать затраты на ввод и обработку информации.
7. Позволяет составлять, анализировать, корректировать три важных документа – бюджет доходов и расходов (БДР), бюджет движения денежных средств (БДДС), баланс активов и пассивов.