В данной статье речь пойдёт о колёсах для "сельского джипа", автомобиля повышенной проходимости ЛуАЗ-969. К слову сказать, модель предшественник ЗАЗ-969В, формально первый серийный автомобиль с передним приводом, задолго до появления ВАЗ-2108.
Владельцы авто любят устанавливать колеса большего диаметра, чтобы улучшить внешний вид транспортного средства. Не являются исключением и ценители автомобилей ЛуАЗ, которые так или иначе задумываются какие колёса подходят для автомобиля ЛуАЗ. Об этом свидетельствуют многочисленные вопросы в профильных форумах и множество статей соответствующей тематики. Однако до сих пор остаётся не освещённым аспект установки литых дисков без переделок.
Дело в том, что ЛуАЗ рассчитан на эксплуатацию с колёсами 13 радиуса и грязевой резиной - уникальное сочетание, собрать которое в наше время не просто. Но обо всём по порядку.
Переход на колёса большего диаметра требует грамотных комплексных доработок. Производится лифт подвески, может потребоваться установить новое схождение. Повышается передаточное число колесных редукторов для компенсации нагрузки на трансмиссию. При этом скорость передвижения снижается, что в свою очередь требует изменения передаточных чисел в коробке переключения скоростей. Еще одним шагом к успешной эксплуатации колес большего диаметра является установка иного двигателя, например ВАЗ. Может потребоваться переварка рычагов, расширение арок крыльев для обеспечения свободного поворота колеса.
Внесение серьёзных изменений в конструкцию автомобиля дорого, трудоёмко и неоднозначно влияет на ходовые и эксплуатационные характеристики, требует официального оформления, влияет на его аутентичность. Затевать такую работу - овчинка выделки не стоит.
Поискав в интернете, можно найти достаточно материала по установке колёс большего диаметра, поэтому далее рассмотрим вопрос установки колёс не требующих изменений в конструкции автомобиля.
На ЛуАЗ ставилось два типа шин: М-86 и ИВ-167. М68 ставилась на ранние луазы. Оба варианта диагональной конструкции, маркируются 5,90-13, диаметр колеса 630 мм, имеют направление вращения, масса колеса в сборе 19 кг. Считается что наиболее подходящими для этой машины являюются шины ИВ-167.
Автошины модели ИВ-167 являются грязевыми и на грунте демонстрируют достаточно высокие параметры проходимости - благодаря направленному рисунку протектора, хорошим грунтозацепам и большой свободной площади. Этим покрышкам достаточно трудно составить достойную конкуренцию в грязи, что сыграло свою роль в имидже ЛуАЗа как вездехода. Высота профиля в сочетании с диагональной конструкцией каркаса обеспечивает хороший дорожный просвет и отличную прочность автошин. ИВ-167 охотно ставили на "Москвичи" и "Нивы".
Исходя из маркировки шины, следует искать среди дисков диаметром R13.
Нужно определиться с разболтовкой (PCD). Диски с PCD 5х114.3 (5 отверстий на диаметре 114.3 мм) и 5х115 должны подходить. Подтверждение этому является то, что на ЛуАЗы ставят штампованные диски от "Москвича". Забегая вперёд, скажу, что при поиске дисков рассматривайте и другие посадочные розетки, поскольку в продаже встречаются диски с универсальным PCD и нужный может быть просто не указан в объявлении.
Так же необходимо чтобы диски подходили родным шинам по ширине. Исходя из маркировки 5,9 дюйма считаем, что ширина шины 149мм
Согласно доступным в интернете таблицам соответствия ширины шины посадочной ширине колёсного диска, получается, что нужен диск с размером 4 или 4,5 дюймов. Для шин шириной 155мм уже подходят диски 5 дюймов - возьмём их тоже в рассмотрение.
Размер центрального отверстия не важен, главное, чтобы оно было, так как за плоскость ступицы ЛуАЗа выступает только гайка вала колёсного редуктора диаметром ~15мм.
Осталось определиться с вылетом диска (ET).
Вылет (или вынос). Это расстояние между привалочной плоскостью колёсного диска (плоскость которой прижимается диск к ступице) и серединой ширины диска.
Достоверной информации по вылету диска на ЛуАЗе не нашёл. Поэтому ограничимся замерами расстояния от края поверхности диска до места прилегания ступицы (а) ~130мм и общей ширины диска (b) ~ 150мм. Рассчитаем по формуле ET = a-b/2 получим величину положительного вылета 55 мм. В интернете встречаются мнения, подкреплённые некими расчётами момента действующего на подшипник ступицы, что изменение вылета на 10мм допустимо, а в меньшую сторону даже предпочтительно. Поэту примем распространённый ET45 за допустимый параметр.
После проработки вопроса о возможности установки камерных шин на диски для бескамерных шин пришёл к выводу что ставить можно. Приходим к подходящим нам параметрам диска:
Ширина диска 4J, 4.5J, 5J
Диаметр 13"
PCD 5/114.3, 5/115
ET 45, 55
d > 0
В результате мною был куплен комплект литых дисков Weds 5.0J R13 5/114.3 ET +45 d 60.1, на которые успешно налезли шины ИВ-167 если не считать проблем с балансировкой.
Немаловажный момент что диски должны крепиться подходящими гайками, причём конусные гайки от штампованных дисков не подойдут поскольку имеют меньшую глубину и угол конуса. Из-за того, что литые диски толще штампованных, необходимо чтобы длины шпилек хватило на 6 полных оборотов гайки. В итоге были куплены комплекты гаек М12х1.5 которыми успешно закрепил колёса. Оказалось, что длины шпилек с завода отличаются, но всё-таки их хватило для 5-7 полных оборотов гаек.
После завершения работ ЛуАЗ обзавёлся новыми колёсами, которые смотрятся крупнее и красивее. Пробные поездки по трассе и по бездорожью колёса выдержали отлично: ничего не разбортовалось, крепление не ослабло. Перемещал ЛуАЗ так же на жёсткой сцепке, на несвойственных ему высоких скоростях. Поэтому считаю что эксперимент увенчался успехом и у владельцев данного авто появился ещё один вариант щадящего тюнинга без изменения конструкции. Ведь таких машин с каждым днём остаётся меньше, а необратимое изменение агрегатов превращает оригинальные авто в "конструкторы", судьба которых подпольная эксплуатация и последующее забвение вследствие невозможности беспроблемной регистрации и понятного ремонта.
Пожертвовать на дальнейшие эксперименты, исправление орфографии и повышение технической грамотности автора можно в поле "Поддержать автора"