Найти тему
Clementina об античности

Римская религия: все украли у греков?

Мы привыкли проводить прямую параллель между римской и греческой мифологией, а значит и религией. Но так ли это? Правда ли, что римские боги так похожи на греческих? Все не так просто.

Роспись Ларария со сценой жертвоприношения (возлияния) на алтаре
Роспись Ларария со сценой жертвоприношения (возлияния) на алтаре

Римская религия включает в себя гораздо больше аспектов, чем мы привыкли думать. Она, как собственно и греческая, состоит не только из мифов про бесконечные похождения богов и героев. Но также из ритуалов, обрядов, жрецов и жриц, жертвоприношений, храмов и алтарей.

Римская религия – религия Римской Республики. Она изменяется с установлением императорской власти на рубеже эпох. Забываются многие обряды и таинства, появляется все больше атеистов, а главным становится – поклонение императорскому культу, за отказ от которого и были гонимы христиане. Религия римлян, их мифология и в целом культура всегда очень просто принимала в себя новые божества, культы, обряды.

Но есть тот языческий костяк религии Рима, который они не взяли ни от греков, ни от египтян, ни от кельтов. Римский народ обожествлял понятия. Если для греков было само собой разумеющимся, что боги дерутся друг с другом, изменяют, женятся, ссорятся, а все действия человечных взбалмошных богов отражается на судьбах мира, то римляне не пытались придать своим богам человеческого вида, характера, истории. Их антропоморфность в римском искусстве скорее результат именно греческой скульптуры, нежели религиозных и мифологических воззрений.

У римлян божественные сущности звали Мир, Добродетель, Доблесть, Справедливость. Была вера и в конкретных богов, в Юпитера, Марса, Венеру, но уживалась она с верой в сущности, которые долгое время даже не имели своих изображений.

Отождествление главных римских и греческих богов произошло уже много позже, с развитием литературы к I веку до н.э. Одинаковые потребности и условия порождали одинаковых богов, их отождествление друг с другом. Например, Венера первоначально богиня плодородия, была по каким-то соображениям сопоставлена с Афродитой, богиней любви и красоты.

Рождение Венеры. Сандро Боттичелли. 1482—1486
Рождение Венеры. Сандро Боттичелли. 1482—1486

Существовала капитолийская триада – три главных божества Древнего Рима, которым был посвящен первый римский храм на холме Капитолий: Юнона, Минерва, Юпитер. Позже этих божеств, который пока ничего не имеют общего с Грецией, отождествлять с Герой, Афиной и Зевсом. Полагают, что была и более древняя триада: Юпитер, Марс, Квирин. В отличии от первых двух, Квирину не нашлось аналогии с греческими богами, но уже в историческое время его начали считать божественным воплощением Ромула – легендарного основателя города, который был вознесен в божественную сень и стал богом Квирином.

Капитолийская триада. Минерва, Юпитер, Юнона
Капитолийская триада. Минерва, Юпитер, Юнона
Реконструкция Капитолийского храма, где происходило почитание Капитолийской триады. Разрушен в VI в. н.э.
Реконструкция Капитолийского храма, где происходило почитание Капитолийской триады. Разрушен в VI в. н.э.

В историческое время у римлян не было культа героев – никаких Гераклов, Тесеев, Персеев и Ясонов. Не было развитой мифологии, чуждой их менталитету, не было и историй о полубогах. Можно вспомнить только вышеупомянутого Ромула, а за ним и Энея – легендарного предка римского народа. Но и они не почитались в героонах – греческие святилища, посвященную культу героев. Они считались индигетами – богами-покровителей поселений и городов.

Ромул и Рем, Луперкал, Тибр и Палатин на рельефе пьедестала, датируемого правлением Траяна (98—117 н. э.)
Ромул и Рем, Луперкал, Тибр и Палатин на рельефе пьедестала, датируемого правлением Траяна (98—117 н. э.)

"Эней и Анхиз". Лоренцо Бернини. 1619
"Эней и Анхиз". Лоренцо Бернини. 1619

Еще одной, пожалуй, самой важной особенностью римской религии, была отношение римлян с богами. Они были выстроены на строгом договоре: ты – мне, я – тебе. Обязательно совершение обрядов, приношений и молитв, все религиозные танцы и песнопения должны быть выверены под линеечку, чтобы не прогневать бога, который увидит в этом нарушение соглашения и перестанет давать земле блага. Риму был чужд страх перед гневом и сумасбродностью богов, там не могли появиться истории о том, что боги обиделись на людей и наслали на них мор. Боги не участвуют в жизни людей. Люди совершают обряды, боги поддерживают благоденствие на земле.

Статуя Августа, приносящего жертву (в образе великого понтифика - верховного жреца), I в н.э.
Статуя Августа, приносящего жертву (в образе великого понтифика - верховного жреца), I в н.э.