Некоторое время назад я попала на выставку, а по сути — в общество людей, увлеченных изучением китайского, корейского и японского языков. Именно там я услышала интересную фразу, которая звучала примерно так: «Между моим первым успешно сданным экзаменом и легким пониманием обращенной ко мне китайской речи пролегли годы». Помню, что я невольно задумалась о трудностях в изучении дальневосточных культур, а потом остановила себя.
С ходу я припомнила похожий случай, когда мои хорошие приятели, окончившие лицей, где ряд дисциплин преподавался на английском, а также ВУЗ, не смогли попросить счет в кафе, приехав в Британию. Учились они на отлично, с тем же успехом защитили дипломы в университете, так что дело было не в способностях. Просто их не научили такой казалось бы мелочи, а сами они тоже не придали теме посещения кафе или ресторана большого значения.
Почему-то еще лет двадцать или пятнадцать назад это считалось не интеллигентным, что ли. Как можно думать о еде на родине Шекспира? Как можно захотеть в туалет в Национальной галерее? Тем не менее, и то, и другое — часть нашей жизни. И радует то, что в современных пособиях эти темы не замалчиваются.
Был также случай, когда знакомые, отработав в Штатах по контакту несколько лет, вернулись обратно в страну, и их дети пошли в обычную общеобразовательную школу. И хотя они прежде учились по иной программе, но быстро вошли в курс дела. Единственной проблемой оказался, как ни странно, английский язык. Их учительница периодически «снимала» балл за произношение, которое, по ее мнению, должно было быть чище. Думаю, стоит сказать, что они уже вышли из школьного возраста, а их профессиональная деятельность, соответственно, и жизни тесно связаны с английским.
«Может быть, это касается исключительно языковых экспериментов», - размышляла я на той выставке. Ответа у меня не было, но все эти три фрагмента остались в моей копилочке удивительных историй. Как ни странно, относятся они не только к знанию языков. Когда постепенно пришел интерес к теме семейного образования, старая тема проявилась в новом ракурсе.
В моем школьном детстве родители неизменно говорили: «Все выученное на уроках потом обязательно пригодится в жизни». Эта фраза звучала в большинстве семей, вероятно, те взрослые в нее даже верили сами.
Сейчас пришло разделение. Может быть, потому, что получаемой ежедневно информации стало больше, но люди относятся к новому уже совершенно иначе. Что-то мы изучаем для того, чтобы повысить квалификацию, работать и расти профессионально или как личность, другое учим для отчетности. И энергетические затраты здесь совершенно различны.
Все больше современных родителей учат детей тому же самому. То, что будет нужно — изучается углубленно и дотошно, остальное — с меньшим вниманием. И уже никто не журит за «удовлетворительно» по рисованию, если ребенок с головой погружен в литературу девятнадцатого века или в историю Древнего мира.
Разделяя получение знаний и экзамены родители берегут нервы детям и себе. Не всегда учебник может быть составлен корректно. Не всегда ребенок может быть готов к пониманию предмета, здесь я говорю не о полученных знаниях, а нейропсихологических особенностях.
Математика — один из базовых предметов. Даже человек творческий опирается на сложение и вычитание, пропорции и временные отрезки, оформляет квартплату и вычисляет собственные гонорары.
«Нам не нравятся современные учебники математики, - признавались мои новые знакомые, уже ступившие на путь семейного образования, - написано так сложно, запутанно». И я знаю по крайней мере двадцать очень разных семей на СО, которые в итоге, независимо друг от друга, выбрали учебник А.С. Пчелко.
А как же промежуточные аттестации в таком случае? К учебнику Пчелко претензий я не слышала. Дети, которые занимались по нему, сдавали аттестации в школах и онлайн без дополнительной предварительной подготовки.
Но кроме математики есть и другие предметы, которые необходимо сдавать получающим семейное образование. Окружающий мир, который перерастает в средних и старших классах в такие предметы как ботаника, зоология и анатомия, изначально представляется чередой приятных наблюдений за природой, ведением дневника погоды, беседами о хвойных и лиственных деревьях.
Но есть религиозные семьи, которые придерживаются креационистского подхода, то есть все вокруг рассматривают как созданное богом. Соответственно, изучение окружающего мира рассматривается в другом ключе. Светские учебники и, скажем, теорию происхождения видов они изучают исключительно для прохождения промежуточной аттестации.
Сейчас, когда речь заходит о вопросах образования, есть возможность самим выбирать программы, учебники, подходы. Даже если для ПА нужно подготовить нечто, что идеологически или научно родителей не совсем устраивает, можно позволить детям прочитать об этом непосредственно перед экзаменом, а потом, полагаясь на краткосрочную память, не возвращаться к этим вопросам. Образование как таковое и контроль за знаниями не всегда идут рука об руку.
Еще древние греки говорили о том, что детей необходимо учить тому, что им пригодится в будущем. И СО позволяет опираться на эту истину.
Автор: Олеся Яжук
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Читайте также статьи автора:
Почему семейное образование сейчас настолько востребовано?
5 самых полезных книг про детскую психологию
Домашнее обучение: кому он нужен, этот хоумскулинг?
Спасибо за ваши "Спасибо". Подписывайтесь на канал.
Ставьте 👍 и будьте в курсе семейного обучения.