ЭТО НЕ КОНФЕТНИЦА и не подставка для торта. Это бокал для вина, около 1600 года, Венеция, Италия.
Если вы присутствовали на банкете в доме итальянского лорда, вам вручили бы один из них, до краев наполненный красным вином. Вы должны были бы поднять его, обернув три пальца вокруг основания, поднести к губам, не пролив ни капли. Весь процесс должен выглядеть без усилий.
Звучит сложно? Придворные должны были олицетворять идеал "sprezzatura", трудно переводимого слова, сочетающего в себе элегантность, утонченность и беззаботность. Другими словами, вы должны были быть хороши во всем, даже не прилагая к этому никаких усилий. Что может быть лучшей демонстрацией sprezzatura, чем небрежно поднять один из этих тяжелых кубков и сделать глоток?
Даже в то время эти причудливые бокалы вводили в заблуждение посетителей Италии, например, англичанин Ричард Ласселс писал, что «итальянцы, которые любят неспешно пить, у них есть стаканы, почти такие же большие и плоские, как серебряные тарелки, и почти такие же неудобные для питья." Для людей, разбирающихся в этом деле, даже тонкие различия в том, как вы держите стакан, могут выявить ваше место в социальной иерархии. По крайней мере, именно это подразумевал художник XVII века Жерар де Лересс в своем бестселлере для художников, когда пишет, что принцессу следует изобразить осторожно и элегантно вытягивающей мизинец, в то время как ее фрейлина, боясь пролить, держит стакан крепко, но неуклюже. Разница между королевской властью и простой аристократией - это подъем мизинца.
Эти стаканы стали частью культурного прогресса в сфере питания, который продолжает определять то, как мы едим. До 1500-х годов общинное питание было нормой во всей Европе . Все, от князей до крестьян, делили тарелки и стаканы со своими собеседниками. Руководства по этикету того времени советовали читателям вытирать губы перед тем, как пить из общей чашки, и не засовывать руки слишком глубоко в общую тарелку, чтобы не оскорбить других посетителей .
Но начиная с 1500-х годов итальянские аристократы начали делать для своих гостей индивидуальную сервировку стола. Впервые каждому посетителю были выданы ложка, вилка, нож, стакан и тарелка. Это привело к резкому изменению поведения за столом. Внезапно этикет за ужином стал сводиться не столько к вежливости, сколько к демонстрации своей изысканности. Вот тут и появляется sprezzatura .
В Италии эпохи Возрождения обеды были серьезным делом. Аристократы из разных городов скрепляли союзы, угощая друг друга щедрыми банкетами, для планирования и подготовки которых требовались армии специализированных профессионалов. Во время этих праздников блюда чередовались с живыми музыкальными представлениями, а столы украшали массивные, сверкающие сахарные скульптуры. Все это было тщательно срежиссированным зрелищем: богатые блюда, разложенные на столе, хореографическое движение тарелок внутрь и наружу, грациозное поднятие каждого тяжелого бокала.
Официанты были в основном дворянами, молодые аристократы выступали в роли «офицеров рта». Одним из самых важных был trinciante или мастер-резчик. Он поднимал мясо в воздух на вилке и нарезал его так ловко, что идеально нарезанные ломтики падали каждому на тарелку. Trinciante резал все: от целых жареных кабанов до крошечных птиц и отдельных яиц, приправляя каждый кусок кучей соли, балансирующей на кончике лезвия.
Также был виночерпий, роль которого заключалась в том, чтобы наливать вино, смешивать его с водой и подавать в неглубоких стаканах. Он также подносил свечу к бокалу, когда пьющий делал свой первый глоток, делая вино похожим на рубин. И правда, кубки не уступали по красоте драгоценным камням. Это было выдутое вручную венецианское cristallo, первое в истории действительно прозрачное стекло . Cristallo был невероятно дорогим и иногда продавался в 100 раз дороже обычного стекла. Одной из причин, по которой элиты ценили его так высоко, было распространенное суеверие, что он мгновенно разрушится при контакте с ядом.
Многие аспекты банкетной церемонии - ритуальная дегустация блюд, выкладывание блюд на столе, освещение вина в кубке - были разработаны, чтобы снизить риск отравления . У аристократов были веские причины не доверять своим товарищам по столовой, о чем свидетельствуют смертельные уровни мышьяка, обнаруженные в костях таких знаменитостей эпохи Возрождения, как Джованни Пико делла Мирандола и Анджело Полициано . В конце концов, безупречные манеры - это спектакль, и кто знает, что может скрываться за этим выступлением? Конечно, придворные не были такими прозрачными, как их очки.
Надеемся, что Вам была интересна данная информация. Подписывайтесь на наш канал, ведь в скором времени выйдет новая подборка фактов.