10 августа 70 года – римская армия по приказу будущего императора Тита в Иерусалиме разрушили Храм Господень – главную святыню иудаизма.
Не просто разрушили – уничтожили напрочь! Иерусалим и его храмы были напрочь разграблены и разрушены.
По свидетельствам историков, в первую очередь Иосифа Флавия (которые, впрочем, вполне можно подвергнуть сомнению), в результате жестокого избиения погибло, пленено и продано в рабство более миллиона иудеев. После чего и началось массовое расселение евреев по белу свету.
И после этого римляне кого-то называли варварами!..
Так уж устроен человек: слишком часто он оправдывает, или хотя бы призывает к пониманию, совершённое им самим или его близкими, и клеймит за аналогичные преступления (или даже проступки) других. Тому в истории мы сколько угодно примеров слышим!..
…Случилось это варварство во время римско-иудейской войны.
Насколько непростыми складывались взаимоотношения между коренным населением Иудеи и римской колониальной администрацией, мы немного знаем по событиям, описанным в Библии, в частности, связанным с завершающим годом земной жизни Иисуса Христа. Ну а соответствующие сцены в экранизации романа «Мастер и Маргарита», или фильм «Иуда», другие картины о том же периоде мировой истории – наглядные иллюстрации к теме.
Впрочем, в основе столкновения лежал всё же экономический фактор. По мнению Рима, Иудея, расположенная на пересечении важнейших торговых путей, процветала за счёт контрабанды и неуплаты налогов. Вот и потребовали сначала местный прокуратор, затем римский наместник в Сирии, а затем и император Нерон возместить причинённый казне ущерб. Иудеи отказались платить пеню…
Против них направили войска – сначала небольшие отряды, которые были разбиты, а в 67 году и 60-тысячное войско…
Так вот, в конце концов вспыхнуло Великое еврейское восстание против римлян, и повстанцы овладели Иерусалимом. Идеологическим и централизующим ядром восстания стали зелоты – представители ортодоксальной части иудеев, активные противники проникновения иноземного влияния в жизнь евреев в любой форме.
…После того, как повстанцы разгромили несколько отрядов римлян, и состоялся карательный поход войска Тита и Тиберия…
Для того, чтобы рассказать об этих событиях, можно выбрать несколько дат. Причём, собственно датировка в разных источниках различается. Доподлинно известно одно: битва за Иерусалим продолжалась с апреля по сентябрь 70 года.
Так что приведённая дата – не бесспорна. В общем-то, это объяснимо – столько веков прошло!.. Однако, думаю, неделя-другая разницы не имеет принципиального значения для того, чтобы просто вспомнить о событиях почти двухтысячелетней давности.
…Я очень нечасто обращаюсь к освещению событий, происходивших за рубежом, и не имеющих непосредственного отношения к России. Однако тут сделал исключение. И вот почему.
Часто или нет, но иной раз слышишь разговоры о том, почему евреи оказались настолько рассеяны по белу свету. События 70-го года отвечают на этот вопрос. Наиболее активная и непримиримая часть еврейского народа пала в той войне, или оказалась проданной в рабство. Те, кто не желал разделить их участь, поспешили отъехать в другие края.
Простите, но не могу удержаться, чтобы не напомнить: первопричина военного столкновения носила чисто экономический характер – контрабанда и неуплата налогов. Так что люди гибли за металл.