Мода, помимо лоска и красоты - это еще и многомиллиардная индустрия, на которой зарабатывают свои состояния самые богатые люди этой планеты. Иногда не совсем этичными путями.
В марте #nytimes провели большое расследование по поводу использования низкооплачиваемого труда люксовыми брендами.
Пример приведу тезисно:
"На вершине лестницы, покрытой грязью и блестками, несколько десятков индийских ремесленников сгорбились с иголками над метрами ткани, вышивая для самых влиятельных мировых брендов.
Они шьют в ужасных для здоровья условиях - в тесных комнатках без аварийного выхода с зарешеченными окнами, зарабатывая пару долларов в день. С наступлением ночи, некоторые остаются спать здесь же, на полу.
Они не шьют для компаний быстрой моды, которые после трагедии на фабрике Rana Plaza в 2013 (когда во время обвала кровли погибло более 1100 бангладешских рабочих) находя\тся под пристальным вниманием общественности.
Их продукция предназначена для Dior, Saint Laurent и других роскошных брендов.
С 1980-х годов люксовые бренды незаметно провели большую часть своей вышивки в Индию.
По данным India Brand Equity Foundation, страна является одним из крупнейших в мире экспортеров одежды с объемами рынка текстиля от 150 до 250 миллиардов долларов. Вышивальщицы Индии, известные под словом "каригар", что означает "ремесленник", являются одни из самых лучших в мире.
Сегодня - это, в основном, мусульманские мужчины, которые мигрировали в Мумбаи, где им платят скудные суммы за работу до 17 часов в день. Немногие имеют доступ к образованию или общественным услугам, но их работа важна для зарубежных модных компаний.
В Мумбаи множество ателье и экспортных домов выступают в качестве посредников между брендами и высококвалифицированными ремесленниками, а также предоставляют такие услуги, как дизайн, отбор образцов и производство одежды. Как и в случае с брендами быстрой моды, многие люксовые бренды не владеют всеми производственными мощностями и вместо этого заключают контракты с независимыми фабриками на изготовление одежды или вышивку.
В 2016 году группа элитных домов представила пакт "Utthan", амбициозный проект по соблюдению нормативных требований, направленных на обеспечение безопасности фабрик в Мумбаи и повышение уровня индийских вышивальщиц. Среди подписавшихся были Kering (Gucci, Bottega veneta, Balenciaga, Saint laurent и другие); LVMH (Fendi, Dior, Louis vuitton, Celine и другие); и два британских дома моды - Berberry и Mulberry. Первоначальный срок действия пакта составил три года.
Тем не менее, во время посещения нескольких заводов в мумбаи и более чем в трех десятках интервью с ремесленниками, руководителями и дизайнерами обнаружили, что вышивальщицы по-прежнему выполняют заказы на нерегулируемых объектах, которые не соответствуют индийским нормам производственной безопасности. Многие работники по-прежнему не имеют каких-либо пособий или средств по трудоустройству, в то время как сезонные потребности в сверхурочных тысячах совпали бы с последними неделями моды в Европе.
Некоторые владельцы заводов заявили, что членство в пакете означает инвестирование в дорогостоящие стандарты соответствия, изложенные в пакете Utthan, в то время как бренды одновременно снижают расходы на оплату заказов, не желая платить больше. А те, кто рискнули, и привели свои фабрики в соответствие международным стандартам, немного увеличив стоимость услуг, попросту растеряли своих клиентов, которые все так же стремятся к минимизации себестоимости своей продукции."