Валентине Титовой судьба дала уникальный шанс: жить рядом с гениями. Ее мужья - Владимир Басов и Георгий Рерберг - за всю свою творческую жизнь заложили основу “Золотого фонда” советского кино. “Первый учитель”, “Сталкер”, “Щит и меч”, “Зеркало”, “Здравствуйте, я ваша тетя!”, “Дворянское гнездо” , “Дни Турбиных” - режиссер Басов и оператор Рерберг были поистине великими людьми. И к тому же - неординарными, яркими, непредсказуемыми. И чтобы жить рядом с такими людьми нужно самоотречение, терпение, понимание.
Вряд ли все это было у Титовой, потому что даже сейчас, спустя много лет, мельтеша по экранам разных телепередач, она никогда не упоминает о творчестве этих талантливых людей, с которым, в общей сложности, прожила больше тридцати лет, с которыми работала на многих кинофильмах. Для Титовой Басов был человеком, который “под ее взглядом решал любые проблемы”, которого она подвергала “дрессуре”, требуя любить детей, уделять время семье. “Я приказывала - он должен был выполнять”. Рерберг же был иждивенцем, десять лет “сидевшим у нее на шее”.
Бездарная и бесталанная актриса, которую с трудом можно вспомнить в двух-трех ролях из сыгранных девяноста (правда, сама актриса говорит, что сыграла в 130 фильмах). “Дни Турбиных” и “Щит и меч”, да и в них безликая, не вызывающая ни сострадания, ни отторжения. Никакая. Ничего не выражающий взгляд, безразличное лицо, никакого огня внутри. И это при том, что на протяжении десяти лет совместной жизни гениальный Басов отдавал ей все главные роли в своих постановках. Но кроме природной красоты и осанки, у Титовой не было ни капли энергетики, которая бы помогла стать ей яркой актрисой.
Она и сама, похоже, это понимает, потому что в своих многочисленных интервью никогда не говорит о своей творческой деятельности, не вспоминает своих именитых партнеров, среди которых Лановой и Тихонов, Соломин и Видов, Муравьева и Даль. Огромная жизнь в кино - и никакого следа, никакого желания оставить воспоминания зрителям.
Просто искусство - это не ее история. Все ее воспоминания -это как она "приучала" пылесосить Басова, как варила борщи, “вылизывала” квартиру, муштровала детей, делала ремонт с "бронзовыми ручками на роскошных дверях"; о том, как Басов подарил ей никчемное колечко с красными камушками...
Дочка заводского рабочего из Свердловска, благодаря тому же Басову дорвавшаяся до “Волг” и джинсов, квартир и модных тряпок - материальных благ, недоступных большинству людей в то время, в душе осталась высокомерной и недалекой мещанкой.
Главным мерилом ценностей для нее были не талант, а его материальная составляющая, признание в “своем кругу”. Единственное, что от нее и сегодня можно услышать о Георгии Рерберге - великом режиссере, трогательном человеке, мачо и плейбое, так это то, что он “прибился” к ней, потому что никому не был нужен.
“Я пожалела его! Несчастный, никому не нужный, пользующийся дурной славой. Вел себя как принц Уэльский, а сам - негде притулиться, негде сесть, негде переночевать. Работы нет. Тихий ужас! Десять лет был на моем иждивении!”.
О Басове - что у него была “квартирка 45 квадратов - повернуться негде!” Презрительно. Отвратительно.
Возможно, именно тогда, выйдя замуж за Басова - богатого, востребованного, авторитетного, влиятельнейшего режиссера своего времени, которому благоволили Хрущев и Фурцева, для которого практически не было закрытых дверей, получив от него все - от ролей до положения в обществе, она ощутила себя “гранд дамой”, вошла в эту роль и до сих пор из нее не выходит. “Я привыкла жить как королева”, говорит она, одновременно поучая в эфирах ток шоу и навязывая обществу свои стереотипы.
А те, кто дали ей эту “путевку в жизнь”, так и остались в ее жизни людьми “ с больными мозгами”, аферистами, алкоголиками, иждивенцами. Она жила с великими людьми, пытаясь подчинить их себе, перекроить по своей мерке. Лежащему с инфарктом Басову она могла через всю Москву возить горячие обеды, и, в то же время, принести ему в больничную палату заявление о разводе. Она так и не поняла, что когда-то жизнь дала ей шанс прикоснуться к чему-то бОльшему, чем бронзовые дверные ручки.
Надменная, высокомерная, категоричная и по-прежнему очень красивая. Но кроме физических параметров - сантиметров, пропорций, килограммов, существует иная - внутренняя красота, внутренний свет, душевное тепло. То, чего она так и не дала своим близким, и чем не может поделиться с окружающими.
P. S. Сама Титова не сходит со всех экранов, поучая, оценивая поступки других людей. Так почему бы и другим людям не дать оценку ее поступкам?
Прошу вас - оставляйте свои комментарии! Если согласны со мной -ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал!
При подготовке статьи использовались материалы:
Валентина Титова. В тени великих мужчин
Владимир Басов и Валентина Титова. Больше, чем любовь
В гостях у Валентины Титовой. Пока все дома. Выпуск от 31.01.2016