В одной из витрин экспозиции «Государев двор» музея-заповедника «Александровская слобода» можно увидеть поддон подсвечника XVII в. На нем выгравировано изображение опричника на коне с привязанной к луке седла песьей головой и торчащей из саадака метелкой.
Таубе и Крузе в «Послании к Готхарду Кеттлеру…» дали следующую зарисовку: «Опричники (или избранные) должны во время езды иметь известное и заметное отличие, именно следующее: собачьи головы на шее у лошади и метлу на кнутовище. Это обозначает, что они сперва кусают, как собаки, а затем выметают все лишнее из страны. Пехотинцы все должны ходить в грубых нищенских или монашеских верхних одеяниях на овечьем меху, но нижнюю одежду они должны носить из шитого золотом сукна на собольем или куньем меху…».
Им вторит Штаден в своих «Записках немца-опричника…»: «… опричные должны были носить черные кафтаны и шапки и у колчана, куда прятались стрелы, что-то вроде кисти или метлы, привязанной к палке. По этому узнавали опричников…».
Как пишут A.M. Панченко и Б.А. Успенский в работе «Иван Грозный и Петр Великий: концепции первого монарха»: «… Явно не без умысла Иван придал опричникам «тьмообразные», т. е. адские, черты: «Вся от главы и до ног в черное одеяние облек, сообразны же одеждам их и коня им своя имети повеле; по всему воя своя вся яко бесоподобны слуги сотвори». Одна из главных примет опричника — метла. Какова семантика этого атрибута? Она отсылает к идеям наказания и очищения. «Выметание» — типичный и устойчивый жест юродивых. Во времена Герберштейна, когда Шемячич еще претендовал на великое княжение, один юродивый «выметал» Москву: «Империя государя еще не совсем очищена, а теперь настает удобное время для метения, когда следует выбросить всякую нечисть»…».
Если историки связывали метлу с народными верованиями, то в Библии (Исайя, 14:22-23) она является орудием Бога – «метлою истребительною»: «И восстану на них, говорит Господь Саваоф, и истреблю имя Вавилона и весь остаток, и сына и внука, говорит Господь. И сделаю его владением ежей и болотом, и вымету его метлою истребительною, говорит Господь Саваоф».
Рассматривая атрибутику опричников, А.Л. Юрганов в монографии «Опричнина и Страшный Суд» связывает символ собачьей головы с Откровением Иоанна Богослова и «псоглавцами». «На миниатюрах [русских лицевых апокалипсисов XVI в.] изображаются именно [собачьи] головы; от Гога и Магога их отличает только то, что на головах их нет корон. Песьи головы изображаются также в качестве тех, кто принимает участие в наказании грешников (в одной миниатюре песьи головы копьями толкают в адский огонь грешницу). Они изображены под стенами города, где восседает Вавилонская блудница; песьи головы побивают народ, пожирают падших».
Суждение не бесспорное. В самой Библии нет упоминания о «псоглавцах». Библейский же образ собаки имеет явно отрицательную коннотацию. Сравните:
Откровение 22:14-15: «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А вне – псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду» (наверное, на основании этого стиха, если в православный храм вбежит собака, то он должен быть закрыт до совершения в нем чина «малого освящения»).
Иеремия 15:1-3: «И сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лицо Моё Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему; отгони их от лица Моего, пусть они отойдут.
Если же скажут тебе: «куда нам идти?», то скажи им: так говорит Господь: кто обречен на смерть, иди на смерть; и кто под меч, – под меч; и кто на голод, – на голод; и кто в плен, – в плен. И пошлю на них четыре рода казней, говорит Господь: меч, чтобы убивать, и псов, чтобы терзать, и птиц небесных и зверей полевых, чтобы пожирать и истреблять».
В комментарии к третьему стиху говорится: «Псы, птицы (хищные) и звери являются для того, чтобы пожирать трупы убитых иудеев и, как существа нечистые, осквернить их этим».
Сложно представить, что Иван Грозный, будучи для того времени человеком весьма образованным и сведущим в библейских текстах, не понимал, какую смысловую нагрузку несет опричная атрибутика. Приглядитесь к Великому стягу: в его откосе изображен ангел, стоящий на солнце. Он призывает размещенных в кайме апокалиптических зверей и птиц поедать тела врагов Небесного Воинства. Поэтому можно предположить, что песья голова и метла выступали в роли Божьего орудия для наказания грешников.
Вы читаете канал музея-заповедника «Александровская слобода», известного как #МузейИванаГрозного.
Александровский кремль – это не просто точка на географической карте. Это – уникальный дворцово-храмовый ансамбль XVI в., в котором размещалась резиденция первого русского царя, на 17 лет (1564-1581) ставшая столицей России. Кровавые события опричнины и борьба за объединения русских земель, зарождение книгопечатания и тайна смерти царевича Ивана, судьба исчезнувшей царской Либерии и семейные драмы Ивана Грозного – все это «Александровская Слобода» с ее белокаменными дворцовыми палатами, Домовым храмом Ивана IV, многочисленными историческими и художественными выставками. Ноу-хау музея – разнообразные анимационные программы и творческие экскурсии-занятия, на которых каждый посетитель становится участником действа и которые пользуются огромным успехом у российских и иностранных туристов.