Я всегда думаю о том, что наши образовательные школьные программы составлены с такой целью, чтобы учить не думать, а только воспроизводить какие-то полученные знания и навыки. Школа учит воспроизводить (выучил параграф - ответил, решил типовую задачку и так далее), но почти не учит самостоятельно думать!
Когда-то давно, в период моей работы в школе, я разложила перед собой школьные программы по всем предметам и стала их анализировать.
Вот что за подбор литературных произведений? Чаще всего он не соответствует возрастной психологии. Подросткам психологически ближе "Белые ночи" Достоевского, а не мрачное "Преступление и наказание", из которого многие выносят как раз мысль о том, что они - не твари дрожащие и право имеют - совсем не то, что ставил целью Достоевский.
В романе Толстого "Война и мир" большинство девочек читают о "мире", большинство мальчиков о "войне".
А в результате мало кто будучи взрослым, читает русскую классику - школа желание может и отбить.
Почему наши люди слабо разбираются в классической живописи и музыке? Да посмотрите, в каком возрасте заканчивается обучение рисованию и музыке - в том, когда подростки психологически только дорастают до восприятия настоящего искусства. Но - всё, эстетическое образование закончено, дальнейшего развития у большинства детей в этом плане нет! Далее только семья может научить воспринимать прекрасное, но много ли таких семей?
А с преобразованием системы образования стало только хуже.
Программы перегружены вовсе не нужными для жизни сведениями - и не дают нужного! Вот какое значение имеют тестовые вопросы типа: какой орден получил Андрей Болконский или что лежало на столе Татьяны Лариной?
Тестовая система задает момент мозаичных , недостаточно систематизированных знаний.
Я многих спрашивала, как им пригодилось в жизни вычисление квадратного трехчлена или тригонометрия? Да мало кому это пригодилось!
Но школа не учит писать заявления в разные конторы, заполнять квитанции на оплату электричества, правильно открывать дверь перед дамой или правильно подавать ей пальто.
Самое страшное - школа не учит правильно общаться и не дает элементарных психологических знаний и умения понимать других людей. Вот почему люди редко умеют строить отношения, легко конфликтуют, обижают друг друга.
Хромают очень нужные биологические знания.
Появление новой инфекции выявило, что народ не имеет представления о том, как именно размножаются вирусы (а они вообще сами не размножаются, это наши собственные клетки штампуют из собственного материала вирусные частицы по введенной в клетку программе РНК вируса!).
Люди не умеют оказывать помощь умирающим, не умеют правильно ухаживать за больными.
Не умеют толком считать проценты и составлять пропорции, что как раз кругом нужно в жизни.
Не знают распространенных растений и животных - и способов их использования в экстремальных ситуациях. Масса никому не нужных знаний, отсутствие необходимых знаний и навыков - и на выходе общество малограмотных, плохо воспитанных и не умеющих строить человеческие отношения!
Зато программы перегружены новыми предметами, ценность для жизни которых не всегда очевидна. Но из-за введения этих предметов сокращены программы основных предметов - и мы видим вал безграмотности и почти средневекового мракобесия в головах.
После школы люди уходят в разные профессии. Но все будут общаться, строить отношения, строить свой бюджет, выживать в сложные периоды, болеть и ухаживать за близкими, строить свои судьбы в конце концов! А вот этому школа не учит...
А отсюда берет начало нестойкие отношения и неуспех в карьере. Обществу не нужны думающие, воспитанные люди. Тупой массой с сильными инстинктами потребления легче управлять.
Желаю всем уметь думать, иметь необходимые для жизни знания и навыки!