Модов, которые делают из "ванильного Рима" совершенно другую, самобытную игру очень много: начиная от классических "ROME: Total Realism" и "ROMA Surrectum"; и заканчивая, не менее великолепными "Europa Barbarorum RTW" и "Macedon Expansion".
Здесь речь пойдёт о модификациях, которые, ко всему прочему, имеют неповторимую самобытную атмосферу, погружающую в свой Мир не меньше, чем тот самый "первый Рим"!
Естественно, не будет лишним добавить, что все "оценочные суждения" лежат исключительно на совести автора этой статьи и не претендуют на истину в конечной инстанции.
III МЕСТО: Bronze Age: Total War
Что происходит?
Масштабные исторические события разворачиваются за тысячу лет до старта классического "ROME: Total War", и окунают нас в очень непростой, но невероятно интересный период "поздней бронзы": 13-12-е века до н.э.
Это был один из самых ужасающих поворотных пунктов в истории человечества: всего лишь за пол-века почти все значимые города в восточном средиземноморье полностью уничтожены и большинство из них - навсегда!
В Эгейском море будет стёрта с лица земли могущественная микенская цивилизация!
На Анатолийском полуострове голод, чума и нашествия фракийских племён сметут, процветавшую до того, Хеттскую империю!
Левантийские торговые города постигнет та жа участь, вместе с крупнейшими культурными центрами, такими как: Угарит и Алалах, которые навсегда прекратят своё существование на самом подъёме!
В Египте, с трудом отразившем нападение "народов моря", 20-я династия обозначит конец Нового Царства и окончание достижений Эпохи Фараонов.
Месопотамские государства и Сирию захлестнёт нашествие арамейских племён из Северной Аравии.
Везде в восточном средиземноморье и на Ближнем Востоке 12-й век до н.э. привёл за собой "тёмное время", из которого Мировая Цивилизация начала выходить лишь четыреста-пятьсот лет спустя. В целом, конец Бронзового века стал одной и глубочайших катастроф древней истории, ещё большим бедствием, чем, позднее, - падение Римской Империи.
Чем интересен мод?
- Огромная, красивая карта: от Ливийской пустыни и гор Эпира - на Западе, до Иранского нагорья и пустынь Средней Азии - на востоке.
- 17 реально существовавших наций, доступных для игры. Среди них: Египет, Хатти, Финикия, Арамеи, Вавилония, Микены, Ассирия! Кроме того, вам будут противостоять Дарийцы, Народы моря, Мисы, которые появятся в определённый исторический период!
- В вашем распоряжении огромное разнообразие исторически достоверных юнитов . Помощь в их создании оказывали профессиональные историки Института Востоковедения Российской Академии Наук. Т.к. основу армий Бронзового века составляла пехота, а кавалерия была представлена лишь колесницами - в корне меняется и тактика в битвах. Вас ждут масштабные пехотные баталии с молниеносными прорывами мобильных колесничных отрядов - "танков" Бронзовой эпохи!
- Музыка - одна из лучших во всех играх серии! Попадание в современное представлении о тех временах 100%
- Реализовано около 100 подлинных исторических персонажей - членов правящих семей - от Рамсеса II, Муватталли и Агамемнона, доступных с начала кампании, до Рамсеса III, Навуходоносора и Тиглатпаласара, появляющихся по скриптовому событию. А многие постройки - настоящий справочник по древней истории!
Недоработки мода
Во-первых, это относительная сложность установки и поиска той самой "идеальной" версии. Т.к. официального законченного релиза нет, то приходится долго изучать наработки разных мододелов, "заточивших" его под себя. В итоге, для себя я "подогнал" игру, использовав 2 "патча" разных доработчиков и доволен как слон:). Но, вот сможет ли это сделать каждый желающий - вопрос.
Во-вторых имеются некоторые "глюки" с генеалогическим древом, который я ещё не поборол. Так, к примеру, у Ливийцев, древо показывает, что у правителя нет совершеннолетних сыновей, хотя, по факту - они есть!
В-третьих, несколько режет глаз обилие дерева в во многих постройках там, где этого явно не должно быть. Тот же подкоп в пустыне, укреплённый ничего-себе такими брёвнами - вещ явно инородная. Хотя, это, наверное, уже придирки. И со временем всё исправят неравнодушные поклонники мода, к коим я причисляю и себя.
Итог
Одна из лучших модификаций для Рима, сохранившая лучшие его черты, но ставшая отдельным творением фанатов серии, на уровне официального дополнения к ванильной игре!
II МЕСТО: Hybris
Что происходит?
Слово автору.
В моде освещаются события большой Пелопоннесской войны 431-404 гг. до н.э. между двумя военно-политическими блоками государств во главе с Афинами и Спартой.
Вам предстоит возглавить один из двух противоборствующих блоков и привести его к победе, установив гегемонию в греческом мире. Каждый блок имеет свои характерные, присущие только ему особенности, свои плюсы и минусы, которые в конечном итоге заставляют вас придерживаться определенной стратегии ведения войны.
Так Афинский морской союз, объединяющий приморские города с интенсивной экономикой, процветающим ремеслом и активной торговлей, сложными социальными отношениями и демократическим устройством, представляют собой богатейшее греческое государство, имеющее сильнейший флот в игре, но его ведущее положение в союзе держится на силе и страхе, что приводит к недовольству союзников и постоянным мятежам.
Противостоящий Афинскому союзу Пелопоннесский союз хотя и более аморфный, более разнородный по своему составу, имеющий куда меньшие ресурсы, зато располагающий первоклассной сухопутной армией и к тому же на определенном этапе получающий персидские субсидии.
Третья группа государств, за которые можно сыграть – нейтральные государства. Аргос - заклятый противник Спарты, он может, улучив подходящий момент, примкнуть к Афинскому морскому союзу и создать на Пелопоннесе свою маленькую империю с "блакджеком", а после – бросить вызов вчерашнему союзнику.
Персидская империя готовит новое нашествие на Балканскую Грецию, чтобы переписать заново историю Древнего мира.
Играя за Македонию можно, предвосхитив Филиппа II, объединить греков железом и кровью. Впрочем, цель, которая стоит перед правителем Македонии в это тревожное время, куда более прозаическая и заключается в том, чтобы проводить гибкую, местами – вероломную, внешнюю политику, лавируя между Афинами и Спартой, дабы не допустить вторжения войск последних на свою территорию. Другая задача состоит в том, чтобы раз и навсегда покончить с сепаратизмом верхне-македонских племен, для чего Македонии жизненно необходимо заручится союзом и военной помощью либо Афин либо Спарты.
Чем интересен мод?
- Подробная, красивая и исторически достоверная карта греческих полисов, где каждый город имеет важное стратегическое значение: он либо запирает собой выход из долины, или же возле него располагается единственная переправа через водную преграду. Или является источником ценных природных ресурсов. Все провинции и поселения имеют нативные названия, переданные латиницей.
- Великолепно выполненные юниты, опять же, с уважением к истории. Такие "модельки" нечто невероятное для движка 16-тилетней давности!
- Огромное количество новых построек с описаниями, по которым можно начинать изучение истории Древней Греции!
- Скрипт 12 ходов в год - отличное решение для игры на огромной карте такого маленького региона! Каждый ход равен фактически одному месяцу, что даёт игроку развернуться "всерьёз и надолго" в этом относительно небольшом отрезке времени!
- Музыкальное сопровождение божественно! Оно способствует полному погружению в заданную эпоху!
- Мод до сих пор дорабатывается и автор грозится в самое ближайшее время выпустить обновление, где, помимо всего прочего, на определённом этапе появятся и ранние римляне!
Недоработки мода
Если честно, то помимо иногда появляющихся иконок крестьян, вместо армии или дипломата, да пары тройки таких же "масштабных" "несовершенств", придраться то особенно и не к чему. Модификация в активной доработке , хотя от этого не кажется чем-то незаконченным или "сырым". Всё что нужно работает и получать огромное удовольствие от игры ничего не мешает.
Итог
Это лучшая реализация на греческую тематику! Мод вобрал в себя всё самое лучшее от прочих "эллинских" вариантов Total War. Одна из самых атмосферных и проработанных игр серии!
I МЕСТО: ARTHURIAN: TOTAL WAR
Что происходит?
Это самая мрачная игра из всех, представленных в статье! Она не поражает красочностью юнитов или блеском богатых городов. Как раз, наоборот, Arthurian притягательна своей суровостью и реалистичной "средневековостью"!
По факту у нас Британия после ухода римлян. Реальный исторический период, когда, огромная, не до конца покорённая территория была фактически оставлена на произвол судьбы. На дворе конец 5 века нашей эры. Множество разрозненных племён претендуют на гегемонию над островами!
Междоусобицы и предательства, непрочные союзы и легендарный Артур - набор исключительно для настоящего гурмана! С севера напирают пикты, с моря вторглись англосаксы. Ирландские кланы борются за власть. И вот в этой непростой обстановке вам предстоит жить и развиваться. Европы здесь нет. Только Британия, Ирландия и северная Галлия.
Кстати, это единственный, из представленных, мод, у которого не отечественные корни: его разработку начинали некогда английские мододелы. А вот "допиливали" и доводили до совершенства уже вполне русскоязычные умельцы!
Чем интересен мод?
- Подробнейшая карта, изобилующая непривычными русскому уху названиями племён, поселений и названий армейских подразделений! Карта огромная, не смотря на весьма скромные территории по-факту.
- Суровые локации в симбиозе с не менее суровыми воинами-юнитами создают гремучую смесь! Вы просто растворяетесь в местном мире.
- Битвы продолжительные и очень кровавые: фактически все войска сопоставимы друг другу по силе и явных лидеров нет. Даже элитные войска компенсируют свою силу - меньшим количеством бойцов в отряде! Да и найм их очень дорог. Поэтому, военный баланс здесь выстроен идеально!
- Музыкальное сопровождение весьма специфичное и не каждому придётся по вкусу, но оно аутентичное той культуре, что была в обозначенное время. Бормотание священника, топот копыт на фоне могут кого-то и раздражать, но у меня это вызывает неподдельный восторг! За музыку: 10 из 10!
- Так же, как и в предыдущем моде, в игре изменены количество ходов зв год. Здесь их 4 за год (2 летних, 2 зимних). Это сильно компенсирует большие территории и относительно малые временные границы игры.
- Доработанная система религий играет очень большую роль в игре. Здесь нужно очень сильно вникнуть в общую трейтовую систему перед тем как делать какие-либо постройки, связанные с верой.
- Невероятная "самобытность" игры. Не устану повторять - атмосфера может занимать до половины из факторов, влияющих на качество игры. Здесь реализация на все 100!
Пожалуй, пора остановиться, ибо описывать эти великолепные моды я могу до бесконечности.
Есть мысль сделать подробный обзор каждого из этих модов и сделать описания прохождений для полного раскрытия материала. Если эта тема интересна - ставь палец вверх, пиши комментарии и подписывайся на канал!