После смерти в 12 году нашей эры армянской царицы Эрато армянская династия Арташесидов закончила существование. Вместе с ней и независимость Великой Армении.
Великая Армения превратилась в разменную монету во внешнеполитической игре Рима и Парфии, которые ставили выдвиженцев на армянский престол.
Рим смог взять под контроль Армению, утвердив сателлитов - династию из Кавказской Иберии (тоже армяне по происхождению). Великая Армения стала союзным римским государством.
Парфяне согласились на такой расклад при условии не участия армян в боевых действиях против Парфии. Армения таким образом вошла в римскую культурную зону, оторвавшись от восточного менталитета. Это в конце-концов стало тем пределом, за которым армяне первыми приняли христианство и больше тяготели к европейскому менталитету, чем к восточному.
Вроде бы устаканилось, но в дело вмешался человеческий фактор.
Брат парфянского царя Вологеза Первого Трдат, которому был обещан престол Великой Армении решил отбить его на свой страх и риск.
В 51 году н.э. в Армении племянник законного царя Митридата - Радамист убивает самого Митридата и его семью при полном попустительстве римского префекта. Это вызывает возмущение армянской знати и вторгшийся в следующем году Трдат с небольшим отрядом легко берет власть в Армении в свои руки.
После этого возникла двусмысленная ситуация, когда действия одного человека вызвали столкновение двух крупнейших внешнеполитических игроков, которые в принципе не собирались между собой конфликтовать.
С одной стороны, римский историк Тацит недвусмысленно указывал на то, что Вологез воспринимал Армению как «находившуюся во владении своих предков (a maioribus suis possessam)» (Tac., Ann., XII, 50), и «не мог допустить, чтобы его брат Тиридат был лишен предоставленного им царства или чтобы он владел им в качестве дара другого властителя (sinebat fratrem Tiridaten dati a se regni expertem esse aut alienae id potentiae donum habere)» (Tac., Ann., XIII, 34). С другой стороны, и побудительные мотивы римлян историк оценивает как то, что их обязывало «к отвоеванию приобретенного некогда Лукуллом и Помпеем величие римского народа (dignum magnitudine populi Romani rebatur parta olim a Lucullo Pompeioque recipere)» (Tac., Ann., XIII, 34). Тем самым обе стороны во многом оказались заложниками своих имперских притязаний, что сделало достижение компромисса возможным лишь после того, как и римляне, и парфяне убедились в бесперспективности продолжения вооруженной борьбы, что, впрочем, потребовало значительного времени и обоюдных потерь - монография А.Панова АРМЯНСКИЙ ЦАРЬ ТИРИДАТ I: ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С РИМОМ И ПРОБЛЕМЫ ОФОРМЛЕНИЯ ЕГО ВЛАСТИ
Римский полководец Гней Корбулон изгнал Трдата, который продолжил вести партизанскую войну в армяно-парфянском приграничье. Царем Армении снова стал Радамист.
Но Трдат не отказался от идеи стать армянским царем. Тем более, он пользовался авторитетом среди армянской знати, которой импонировало его происхождение из царского рода могущественной Парфии.
К тому же в 60 году римский ставленник в Армении Тигран (по прямому наущению императора Нерона) напал на союзное парфянам владение Адиабену.
Парфянский царь Вологез наконец согласился с замыслами Трдата и послал вместе с ним войска в Армению. Рим был вынужден пойти на мирные переговоры, которые обязали парфян и римлян очистить Армению от своих войск, а Трдат наконец стал законным царем. Конечно, при условии что он не будет иметь антиримских настроений.
Окончательно независимость Великой Армении Риму пришлось дать в 62 году, когда армия римского полководца Кессения Пета, направлявшаяся в Армению была разгромлена в сражении при Рандее парфянами.
Поверженные римские легионы были проведены под ярмом (крайняя степень уничижения в античные времена) и римскому императору пришлось кусать локти от позора.
Но тут царь Трдат проявил большой политический ум (все-таки не зря он хотел стать царем, так как действительно обладал политической прозорливостью) и вместо того, чтобы опираясь на парфян править Армению сделал смелый шаг.
В 66 году он лично прибыл в Рим и принял царскую корону из рук Нерона. Так, он с одной стороны проявил уважение к Риму (и показал нежелание конфликтовать с ним), а с другой показал, что он независим в своей внешней политике от Парфии.
Нерон, мечтавший загладить впечатление от военного поражения Рима в войне с Парфией с помпой отметил прибытие Трдата. Приезд армянского царя был обставлен как победа римского оружия, склонившего варвар к миру, что вернуло авторитет Нерону среди плебса.
Нерон выделил Трдату мастеров и средства на восстановление столицы Армении - Арташата (разрушена в ходе римско-парфянских войн). С условием что она будет называться Неронией.
Так, один человек смог вызвать войну между двумя империями и сам же смог восстановить мир. Не удивительно, что династия Аршакидов имея такого основателя обрела устойчивость в Армении и правила ею до 428 года. А личность парфянского принца Трдата до сих пор вызывает интерес как основоположника чисто армянского государства (при нем к власти пришла армянская знать) и политического деятеля, который смог создать независимое государство между двумя могущественными империями.