В 2019 году вышел очередной фильм, где фигурирует образ Джокера, причём Джокер - это главный герой.
Только на моей памяти это уже пятый вариант Джокера, представленный Голливудом. Давайте попробуем понять, чем цепляет режиссёров и зрителей этот персонаж.
Начнём мы, конечно, с Джокера Джека Николсона, которого он представил в 1989 году в фильме "Бэтмен".
Это Джокер конца 80-х годов ХХ века. Он больше похож на циркового персонажа, чем на злодея. Этот образ навеян, во-первых, символикой восьмидесятых: громко, ярко, "безбашенно". Ну и, во-вторых, спецификой режиссуры Тима Бёртона: основная идея его фильмов - карнавал как образ жизни и сущность всего человечества.
А в конце нулевых годов XXI века появился Джокер в исполнении Хита Леджера из фильма К. Нолана "Тёмный рыцарь".
Это был уже другой Джокер. Его история начинается в конце первого фильма трилогии К. Нолана, когда нам показывают разговор на крыше между Бэтменом и Гордоном. К. Нолан сознательно не рассказывает нам предысторию Джокера, хотя сам Джокер и пытается рассказать, как он докатился до этого.
Джокер - это уже злодей нового века, нового типа. Он совершает преступление не ради наживы или чего-то ещё, а ради преступления. Ему нравится сам процесс. Он показывает людям, что они не особо-то от него отличаются.
В 2016 году появился фильм "Отряд самоубийц", где роль Джокера исполнил Джаред Лето.
Этот Джокер поверг всех в шок, не самим образом, а тем, что его роль в фильме оказалась незначительной. Джокер Дж. Лето - это типичный прожигатель жизни, который живёт только, чтобы получить своё эгоистичное удовольствие. Его образ жизни - это отражение жизни молодёжи 2010-х гг.
Попытку рассказать историю появления Джокера сделал Бруно Хеллер в сериале "Готэм". Его Джокер - это смесь ума, тяжёлого детства, влияния общества и т.д.
Всё как по З. Фрейду: одного брата любили, другого нет. Один рос в нищете, другой имел почти всё, что было нужно. И, кажется, что именно несчастный брат (Джером) и должен стать Джокером, но нет. Джокер (Джеремайя) в сериале, в итоге, - это удачливый брат, которого сила обстоятельств сделала злодеем.
И вот на рубеже 10-20-х гг. XXI века появляется абсолютно новый Джокер в исполнении Хоакина Феникса с подачи режиссёра Т. Филиппса.
Это типичный "маленький человек" из русской классической литературы XIX века, которого не хотят замечать. А если уж и замечают, так это только для того, чтобы унизить. И в один прекрасный момент этот маленький человек начинает отбиваться. Да и не просто отбиваться, а превращается в символ борьбы за свободу и права таких же, как он.
Хоакин Феникс показал в этом образе не столько становление злодея, сколько социальную подоплёку появления таких героев не только на экранах, но и в жизни.
А какой Джокер больше нравится вам? И почему?