Найти тему
Народная воля

Беларусь "социально дистанцируется" от России?

Автор: Николас Веласкес.

Когда госсекретарь Майк Помпео посетил Беларусь для "нормализации" отношений, мало кто мог предсказать, до каких минимумов опустятся отношения Беларуси с Россией. Беларусь, которую часто характеризуют как "последнюю диктатуру Европы", большую часть своей короткой истории была связана с Россией различными двусторонними соглашениями. Хотя Беларусь экономически зависит от России, Президент Беларуси Александр Лукашенко оказался в одном ряду с Россией в преддверии президентских выборов в Беларуси 9 августа.

С обвинениями России в попытке организовать государственный переворот в Беларуси совершенно очевидно, что Москва находится на грани отчуждения от Минска, своего последнего "союзника" в Европе.

Когда Россия незаконно захватила Крымский полуостров у Украины в 2014 году, президент Лукашенко решил направить Беларусь по пути нейтралитета. Эта позиция глубоко обеспокоила Москву, которая рассматривает все, что угодно, кроме недвусмысленной поддержки, как акт отказа. Правда , стоящая за этим шагом, сложна и связана с тем, что Лукашенко опасается напористой России во главе с президентом Путиным, который еще в 2002 году предложил объединить Беларусь с Россией. Действительно, Беларусь отвергла многочисленные российские предложения по углублению отношений между двумя странами, включая реализацию единой валюты и наднациональное управление.

Отклонение таких предложений обычно сопровождается торговыми спорами, которые обычно разрешаются двумя сторонами. Однако в 2020 году ситуация изменилась, поскольку энергетический спор привел к визиту госсекретаря Майка Помпео в Беларусь 1 февраля 2020 года. Этот визит является самым громким визитом американского чиновника за последние два десятилетия. Приезд Помпео послужил напоминанием Лукашенко о том, что он не должен зависеть от России в отношении энергетических потребностей Беларуси. Кроме того, этот визит сигнализирует о заинтересованности США в том, чтобы разорвать хватку России в Беларуси и еще больше изолировать Россию в Европе.

США, возможно, не нужно будет много делать для того, чтобы увидеть отчуждение России от Беларуси, поскольку Россия может сделать это сама. 29 июля спецназ КГБ и ОМОН задержали 32 россиянина за пределами Минска, предположительно связанных с московской группой "Вагнер" - теневой российской частной военной компанией, действующей в зонах активных конфликтов. Эта история, по-видимому, застала Москву врасплох, поскольку пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков заявил, что Россия ничего не знает об этом вопросе. Русские утверждали, что они направлялись в Стамбул, чтобы "увидеть Собор Святой Софии".

Кризис еще больше обострился, когда Лукашенко обвинил Россию во лжи относительно инцидента и в том, что наемники планировали "резню в центре Минска". Совет Безопасности "Беларуси" подозревает, что в Беларуси могут находиться еще 170 российских наемников и что они замышляют свержение президента Лукашенко. Поскольку ситуация продолжает развиваться, становится ясно, что это обвинение более содержательно, чем июньские опасения Лукашенко о "Майдане" в его стране перед его переизбранием.

Кризис угрожает хрупким отношениям России с Беларусью, поскольку опасения Лукашенко по поводу российского вторжения материализуются, по крайней мере, по его мнению. По словам Александра Федута, бывшего советника президента, Лукашенко "лично боится России". Лукашенко вряд ли оставит этот вопрос без внимания, поскольку он сопротивляется требованиям России освободить задержанных наемников. Заместитель председателя Совета Безопасности России Дмитрий Медведев предупредил о "печальных последствиях", если Белоруссия не освободит задержанных россиян. В ответ Лукашенко заявил: Россия не должна пытаться запугать Беларусь и что они "осознают все последствия".

На фоне растущей напряженности Лукашенко и президент Украины Владимир Зеленский провели телефонный разговор, в ходе которого обсуждались российские задержанные. Они обсудили потенциальную экстрадицию 28 задержанных за их участие в войне на Донбассе, в которой участвовали поддерживаемые Россией сепаратисты. Кроме того, запланированный двусторонний саммит между Лукашенко и Зеленским готовится вслед за событиями за пределами Минска. Диалог между Лукашенко и Зеленским, а также конкурирующие запросы об экстрадиции побудили к этому приглашению.

Независимо от исхода любого такого расследования, маневр официального вызова президента Зеленского вместо президента Путина свидетельствует о драматическом ухудшении отношений между Беларусью и Россией. Действия Лукашенко по сохранению автономии Беларуси от России нельзя отделить от действий Лукашенко по сохранению себя в качестве президента Беларуси. В преддверии трудного переизбрания на фоне недовольства Лукашенко стремится сохранить свой имидж убежденного националиста, выступающего против иностранного вмешательства.

Этот инцидент служит примером того, что Лукашенко не имеет лояльности к Москве; он скорее направлен против себя и своей собственной власти. Станет ли Беларусь буферным государством между Западом и Россией, а не союзником России, еще предстоит выяснить. Однако сейчас этот сценарий более вероятен, чем когда-либо прежде, поскольку страх Лукашенко перед Россией продолжает нарастать.

Статья переведена с английского языка. Ссылка на статью.