“…искусство способно открывать законы жизни не хуже науки…” А. П. Чехов
Творчество Уильяма Шекспира на протяжении вот уже нескольких веков пленяет писателей. Мы встречаем шекспировские мотивы и традиции в пьесах Т. Стоппарда и Х. Мюллера, в романах А. Мердок и Дж. Апдайка, в творчестве М. Булгакова и Б. Акунина. Сегодня коснемся гамлетовских мотивов в пьесе А. П. Чехова “Чайка” (1896 г.).
К 30-ым гг. XIX в. русская литература перестает слепо подражать шекспировским мотивам и начинает играть, видоизменять, а затем и пародировать уже всем известные образы, созданные английским драматургом. В то время В. Белинский заметил, что уже невозможно изображать действительность в духе и форме шекспировских пьес.
И все что осталось к концу XIX в. от шекспировских героев в русской литературе — это разочарованные люди, обладающие только толикой тех сил, которыми были наделены шекспировские герои; это люди, которым абсолютно нет места в их мире и свое разочарование они прикрывают «гамлетовским плащем» [6: 182]. И именно таких людей изображает А. П. Чехов в “Чайке”. Вот как о них отзывается Ю. Д. Левин: «Генетически они восходят к тем гамлетикам-самоедам или даже к гамлетизпрованным поросятам, которых создала русская литература» [там же].
Первая постановка «Чайки» на российской сцене состоялась в 1896 г. и не была оценена по достоинству. Почти все отзывы критиков были отрицательными, один отзыв от другого отличался только смелостью критика высказать свое недовольство пьесой. Единственный положительный отзыв написал А. Суворин, который нашел в произведении много инновационного и оригинального. «Написать такую оригинальную, такую правдивую вещь, рассыпать в ней столько наблюдений, столько горькой жизненной правды может только истинный драматический талант…» [цит. по 1: 571].
Итак, основные гамлетовские мотивы:
1) одиночество и отчужденность внешнему миру главного героя. Треплев чувствует себя чужим в аристократическом обществе, в котором живет его мать, ему кажется, что он не достоин находиться там. Он страдает от нереализованности социального положения, ведь не только его мать знаменитая актриса, но также и отец, который, по словам Треплева, был известным актером. «Т. <…> бывало, у нее сидят в гостях сплошь всё знаменитости, артисты и писатели, и между ними только один я — ничто, и меня терпят только потому, что я ее сын. Кто я? Что я? Вышел из третьего курса университета по обстоятельствам, как говорится, от редакции независящим, никаких талантов, денег ни гроша, а по паспорту я — киевский мещанин. <…> когда, бывало, в ее гостиной все эти артисты и писатели обращали на меня свое милостивое внимание, то мне казалось, что своими взглядами они измеряли мое ничтожество, — я угадывал их мысли и страдал от унижения…» [7: 295].
2) прием пьеса-в-пьесе: в «Гамлете» актеры играют «Убийство Гонзаго», в «Чайке» — пьесу, написанную Константином Гавриловичем Треплевым. И Треплев, и Гамлет говорят о пьесах всего лишь, как о шутке, хотя, на самом деле, для них крайне важно, чтобы пьесу увидели другие (в случае с Гамлетом, чтобы окончательно убедиться в виновности Клавдия, в случае с Треплевым, чтобы попасть в круги аристократического, театрального общества, где его всерьез не воспринимают).
3) прямое цитирование «Гамлета» Аркадиной и Треплевым перед началом пьесы (А. «Мой сын! Ты очи обратил мне внутрь душ, и я увидела ее в таких кровавых, в таких смертельных язвах — нет спасенья!» Т. «И для чего же ты поддалась пороку, любовь искала в бездне преступления» [7: 299] пер. Полевого) предстает как пролог к самой пьесе Трпеплева. И благодаря этому цитированию мы понимаем, что Треплев видит себя в роли Гамлета; что он обвиняет свою мать в преступной любви к Тригорину и что Аркадина готова принять и оценить пьесу, написанную ее сыном.
Как отмечают некоторые исследователи, основной проблемой “Чайки” является конфликт между молодым, новым искусством и уже устоявшимся, традиционным. И провал постановки пьесы Треплева говорит нам о том, что искусство не может измениться из-за таких, как Аркадина и Тригорин, кто узурпировал трон и не дает возможность вступить на престол молодому поколению.
В начале действия III главный герой прямо обвиняет мать в связи с Тригориным, подобно Гамлету, обвиняющему мать в том, что она поддалась пороку. И снова спор Треплева с Аркадиной оказывается и спором об искусстве: «Т. А я не уважаю. Ты хочешь, чтобы я тоже считал его гением, но, прости, я лгать не умею, от его произведений мне претит. А. Это зависть. Людям не талантливым, но с претензиями, ничего больше не остается, как порицать настоящие таланты. Нечего сказать, утешение! Т. (иронически) Настоящие таланты! (гневно.) Я талантливее вас всех, коли на то пошло! (срывает с головы повязку.) Вы, рутинеры, захватили первенство в искусстве и считаете законным и настоящим лишь то, что делаете вы сами, а остальное вы гнетете и душите! Не признаю я вас! Не признаю ни тебя, ни его!» [7: 324].
4) В отношениях Треплева к Нине мы видим черты гамлетовского безумия. Треплев кладет к ногам Нины убитую чайку, и далее мы читаем: «Т. Я имел подлость убить сегодня эту чайку. Кладу у ваших ног. Н. Что с вами? Т. (после паузы) Скоро таким же образом я убью самого себя. Н. я вас не узнаю. Т. Да, после того, как я перестал узнавать вас. Вы изменились ко мне, ваш взгляд холоден, мое присутствие стесняет вас. Н. В последнее время вы стали раздражительны, выражаетесь все непонятно, какими-то символами. И вот эта чайка тоже, по-видимому, символ, но, простите, я не понимаю… я слишком проста, чтобы понимать вас» [7: 313–314].
Как было замечено ранее, А. П. Чехов не изображает своих героев такими же сильными духом, как Шекспир — своих. Треплев ведет себя как взрослый ребенок: он вечно хнычет, плачет, он не в состоянии стойко вытерпеть колкости матери во время представления и прерывает его, несколько раз крикнув “занавес” и топнув ногой; спор с матерью в начале действия III заканчивается тем, что «Треплев садится и тихо плачет» (ремарка автора) — ему жалко себя, однако и Аркадина ведет себя с ним как с маленьким ребенком: «А. (целует его в голову) А ты без меня опять не сделаешь чик-чик?» [7: 323]. Кроме того, первое неудавшееся самоубийство также можно расценивать как ребячество и было совершенно только с целью привлечь к себе внимание.
Интересен и образ Тригорина, который для разных героев надевает разные маски: для Нины выступает в роли Гамлета, а для Треплева и Аркадиной — в роли Клавдия.
Список использованной литературы:
1. Аникст А. Теория драмы в России: от Пушкина до Чехова. М., 1972. — С. 552–567.
2. Артемьева Л.С. Аллюзии на драматургию У. Шекспира в прозе А.П. Чехова 1890-х гг. Нижний Новгород: НГУ, 2015. — №2.
3. Артемьева Л.С. «Гамлетовский» микросюжет в пьесе А.П. Чехова «Чайка». Нижний Новгород: НГУ, 2015. — С. 224–232.
4. Балухатый С. Д. Проблемы драматургического анализа. Чехов. Л.: Academia, 1927. — Вып. IX.
5. Красильникова Е.П. Художественное время и пространство в пьесе А.П. Чехова «Чайка» и их трансформация в пьесе Б. Акунина «Чайка». Тула: ТГПУ, 2016.
6. Левин Ю.Д. Шекспир и русская лит-ра XIX в. Л.:Наука, 1988. — 328 с.
7. Чехов А.П. Рассказы. Пьесы. М.: АСТ, 1999. — С. 291–346.