Найти тему
Teatro Por Horas

Гамлетовские мотивы в пьесе “Чайка” А. П. Чехова

“…искусство способно открывать законы жизни не хуже науки…” А. П. Чехов
Одинокая чайка
Одинокая чайка

Творчество Уильяма Шекспира на протяжении вот уже нескольких веков пленяет писателей. Мы встречаем шекспировские мотивы и традиции в пьесах Т. Стоппарда и Х. Мюллера, в романах А. Мердок и Дж. Апдайка, в творчестве М. Булгакова и Б. Акунина. Сегодня коснемся гамлетовских мотивов в пьесе А. П. Чехова “Чайка” (1896 г.).

К 30-ым гг. XIX в. русская литература перестает слепо подражать шекспировским мотивам и начинает играть, видоизменять, а затем и пародировать уже всем известные образы, созданные английским драматургом. В то время В. Белинский заметил, что уже невозможно изображать действительность в духе и форме шекспировских пьес.

И все что осталось к концу XIX в. от шекспировских героев в русской литературе — это разочарованные люди, обладающие только толикой тех сил, которыми были наделены шекспировские герои; это люди, которым абсолютно нет места в их мире и свое разочарование они прикрывают «гамлетовским плащем» [6: 182]. И именно таких людей изображает А. П. Чехов в “Чайке”. Вот как о них отзывается Ю. Д. Левин: «Генетически они восходят к тем гамлетикам-самоедам или даже к гамлетизпрованным поросятам, которых создала русская литература» [там же].

Первая постановка «Чайки» на российской сцене состоялась в 1896 г. и не была оценена по достоинству. Почти все отзывы критиков были отрицательными, один отзыв от другого отличался только смелостью критика высказать свое недовольство пьесой. Единственный положительный отзыв написал А. Суворин, который нашел в произведении много инновационного и оригинального. «Написать такую оригинальную, такую правдивую вещь, рассыпать в ней столько наблюдений, столько горькой жизненной правды может только истинный драматический талант…» [цит. по 1: 571].

Итак, основные гамлетовские мотивы:

1) одиночество и отчужденность внешнему миру главного героя. Треплев чувствует себя чужим в аристократическом обществе, в котором живет его мать, ему кажется, что он не достоин находиться там. Он страдает от нереализованности социального положения, ведь не только его мать знаменитая актриса, но также и отец, который, по словам Треплева, был известным актером. «Т. <…> бывало, у нее сидят в гостях сплошь всё знаменитости, артисты и писатели, и между ними только один я — ничто, и меня терпят только потому, что я ее сын. Кто я? Что я? Вышел из третьего курса университета по обстоятельствам, как говорится, от редакции независящим, никаких талантов, денег ни гроша, а по паспорту я — киевский мещанин. <…> когда, бывало, в ее гостиной все эти артисты и писатели обращали на меня свое милостивое внимание, то мне казалось, что своими взглядами они измеряли мое ничтожество, — я угадывал их мысли и страдал от унижения…» [7: 295].

2) прием пьеса-в-пьесе: в «Гамлете» актеры играют «Убийство Гонзаго», в «Чайке» — пьесу, написанную Константином Гавриловичем Треплевым. И Треплев, и Гамлет говорят о пьесах всего лишь, как о шутке, хотя, на самом деле, для них крайне важно, чтобы пьесу увидели другие (в случае с Гамлетом, чтобы окончательно убедиться в виновности Клавдия, в случае с Треплевым, чтобы попасть в круги аристократического, театрального общества, где его всерьез не воспринимают).

3) прямое цитирование «Гамлета» Аркадиной и Треплевым перед началом пьесы (А. «Мой сын! Ты очи обратил мне внутрь душ, и я увидела ее в таких кровавых, в таких смертельных язвах — нет спасенья!» Т. «И для чего же ты поддалась пороку, любовь искала в бездне преступления» [7: 299] пер. Полевого) предстает как пролог к самой пьесе Трпеплева. И благодаря этому цитированию мы понимаем, что Треплев видит себя в роли Гамлета; что он обвиняет свою мать в преступной любви к Тригорину и что Аркадина готова принять и оценить пьесу, написанную ее сыном.

Как отмечают некоторые исследователи, основной проблемой “Чайки” является конфликт между молодым, новым искусством и уже устоявшимся, традиционным. И провал постановки пьесы Треплева говорит нам о том, что искусство не может измениться из-за таких, как Аркадина и Тригорин, кто узурпировал трон и не дает возможность вступить на престол молодому поколению.

В начале действия III главный герой прямо обвиняет мать в связи с Тригориным, подобно Гамлету, обвиняющему мать в том, что она поддалась пороку. И снова спор Треплева с Аркадиной оказывается и спором об искусстве: «Т. А я не уважаю. Ты хочешь, чтобы я тоже считал его гением, но, прости, я лгать не умею, от его произведений мне претит. А. Это зависть. Людям не талантливым, но с претензиями, ничего больше не остается, как порицать настоящие таланты. Нечего сказать, утешение! Т. (иронически) Настоящие таланты! (гневно.) Я талантливее вас всех, коли на то пошло! (срывает с головы повязку.) Вы, рутинеры, захватили первенство в искусстве и считаете законным и настоящим лишь то, что делаете вы сами, а остальное вы гнетете и душите! Не признаю я вас! Не признаю ни тебя, ни его!» [7: 324].

4) В отношениях Треплева к Нине мы видим черты гамлетовского безумия. Треплев кладет к ногам Нины убитую чайку, и далее мы читаем: «Т. Я имел подлость убить сегодня эту чайку. Кладу у ваших ног. Н. Что с вами? Т. (после паузы) Скоро таким же образом я убью самого себя. Н. я вас не узнаю. Т. Да, после того, как я перестал узнавать вас. Вы изменились ко мне, ваш взгляд холоден, мое присутствие стесняет вас. Н. В последнее время вы стали раздражительны, выражаетесь все непонятно, какими-то символами. И вот эта чайка тоже, по-видимому, символ, но, простите, я не понимаю… я слишком проста, чтобы понимать вас» [7: 313–314].

Как было замечено ранее, А. П. Чехов не изображает своих героев такими же сильными духом, как Шекспир — своих. Треплев ведет себя как взрослый ребенок: он вечно хнычет, плачет, он не в состоянии стойко вытерпеть колкости матери во время представления и прерывает его, несколько раз крикнув “занавес” и топнув ногой; спор с матерью в начале действия III заканчивается тем, что «Треплев садится и тихо плачет» (ремарка автора) — ему жалко себя, однако и Аркадина ведет себя с ним как с маленьким ребенком: «А. (целует его в голову) А ты без меня опять не сделаешь чик-чик?» [7: 323]. Кроме того, первое неудавшееся самоубийство также можно расценивать как ребячество и было совершенно только с целью привлечь к себе внимание.

Интересен и образ Тригорина, который для разных героев надевает разные маски: для Нины выступает в роли Гамлета, а для Треплева и Аркадиной — в роли Клавдия.

Список использованной литературы:

1. Аникст А. Теория драмы в России: от Пушкина до Чехова. М., 1972. — С. 552–567.

2. Артемьева Л.С. Аллюзии на драматургию У. Шекспира в прозе А.П. Чехова 1890-х гг. Нижний Новгород: НГУ, 2015. — №2.

3. Артемьева Л.С. «Гамлетовский» микросюжет в пьесе А.П. Чехова «Чайка». Нижний Новгород: НГУ, 2015. — С. 224–232.

4. Балухатый С. Д. Проблемы драматургического анализа. Чехов. Л.: Academia, 1927. — Вып. IX.

5. Красильникова Е.П. Художественное время и пространство в пьесе А.П. Чехова «Чайка» и их трансформация в пьесе Б. Акунина «Чайка». Тула: ТГПУ, 2016.

6. Левин Ю.Д. Шекспир и русская лит-ра XIX в. Л.:Наука, 1988. — 328 с.

7. Чехов А.П. Рассказы. Пьесы. М.: АСТ, 1999. — С. 291–346.