Концепция колесно-гусеничных танков получила в Советском Союзе широкое признание и была успешно реализована в массовом семействе боевых машин БТ. Но существенные недостатки танков, а именно сложная конструкция ходовой части и ее недостаточная надежность, а также невозможность увеличения бронезащиты, приводящие к перегрузке ходовой части, привели к тому, что в 1938 году на заседании Государственного Комитета обороны СССР было решено поручить конструкторам ХПЗ разработать новый гусеничный танк. Также велась разработка колесно-гусеничного танка А-20.
К маю 1939 года были построены опытные образцы танков А-20 и А-32. Отсутствие привода колесного хода позволило усилить бронирование и установить на танк А-32 более мощную пушку калибра 76 мм. вместо 45-мм пушки. По результатам испытаний было принято решение установить на А-32 более мощную 45-мм броню, так как он имел запас по массе, и подвергнуть его новым испытаниям. Тем временем, еще до изготовления в металле улучшенных прототипов, получивших заводское обозначение А-34, постановлением Комитета Обороны при СНК СССР №443сс от 19 декабря 1939 года танк А-34 был рекомендован для принятия на вооружение под обозначением Т-34. В марте 1940 года был подписан протокол Комитета Обороны о постановке танка Т-34 в серийное производство.
В ходе войны в 1943 году, когда у Немецкой армии появились Pz Kpfw V и Pz Kpfw VI, качественное превосходство Т-34 по многим позициям было утрачено. Особо явной проблемой стал вопрос вооружения Т-34. Его 76 мм пушка могла поражать танки противника лишь с расстояния 600 метров, в то время как длинноствольные 75-мм пушки "Panther" и модифицированных Pz Kpfw IV, не говоря уже о 88-мм орудии "Tiger", были способны поражать "тридцатьчетверку" с расстояния 1000-1500 метров.
Для установки новой 85-мм пушки, пришлось разработать новую башню больших размеров и внести существенные изменения в подбашенную коробку. В результате на танк была установлена 85-мм пушка ЗИС-С-53. Так же в танке был увеличен экипаж до пяти человек. Новый танк был принят Красной Армией на вооружение 23 января 1944 года.
Тактико-технические характеристики танков Т-34-76 и Т-34-85.
- Боевая масса: 26,5 тонн / 32 тонны.
- Экипаж: 4 человека / 5 человек.
- Вооружение: 76,2-мм пушка Ф-34, два 7,62 мм пулемета ДТ / 85-мм пушка ЗИС-С-53, два 7,62 мм пулемета ДТ.
- Боекомплект: 77 выстрелов, 3906 патронов / 60 выстрелов, 1920 патронов.
- Двигатель: В-34, дизельный 500 л.с. / В-2-34, дизельный 500 л.с.
- Удельное давление на грунт: 0,64 кг/кв.см. / 0,85 кг/кв.см.
- Скорость по шоссе: 54 км/ч. / 55 км/ч.
- Запас хода по шоссе: 400 км. / 360 км.
Габариты
- длина: 6680 мм. / 8100 мм.
- Ширина: 3000 мм. / 3000 мм.
- Высота: 2450 мм. / 2720 мм.
- Клиренс: 400 мм. / 400 мм.
Броня
- Лоб: 45 мм. / 45 мм.
- Борт: 45 мм. / 45 мм.
- Корма: 40-45 мм. / 45 мм.
- Крыша: 15-20 мм. / 20 мм.
- Днище: 15-20 мм. / 20 мм.
- Башня: 45-52 мм. / 60-90 мм.
Преодолеваемые препятствия
- Подъем: 30 / 30 градусов
- Высота стенки: 0,73 мм. / 0,73 мм.
- Ширина рва: 2,5 м. / 2,5 м.
- Глубина брода: 1,11 м. / 1,3 м.