Что общего у фильмов “Лангольеры” (1995), “Самолет президента” (1997), книги Артура Хейли “На грани катастрофы” и эпизода Шерлока от BBC “Последнее дело” (2017)? Самолет там должен посадить не его пилот. Возможно ли это в реальной жизни? Если что-то случится с обоими пилотами, смогут ли стюардесса или пассажир совершить посадку?
СИТУАЦИЯ 1: СТЮАРДЕССА + РАДИОСВЯЗЬ С АЭРОПОРТОМ
При подготовке стюардесс специально не обучают пилотированию, даже базовым навыкам. Но чтобы один из пилотов отошел, например, в туалет, стюардесса должна его заменить; и бортпроводники в принципе нередко бывают в кабине пилотов, принося еду или проверяя, что пилоты не начинают засыпать. Так что стюардессы знают в любом случае немного больше, чем совсем неподготовленный случайный пассажир.
Если будет возможность связаться с диспетчером, и с земли посадку будут контролировать профессионалы, автопилот будет исправен, а погода – благоволить пилотированию, то, теоретически, благоприятный исход возможен. Проводились эксперименты, когда стюардесса на авиатренажере, под руководством опытного пилота по радиосвязи пыталась включить автопилот и посадить самолет – и тогда это ей удалось.
СИТУАЦИЯ 2: ПАССАЖИР, ОКАЗАВШИЙСЯ ПИЛОТОМ
Значит, это также возможно, если, в лучших традициях Голливуда, на вопрос бортпроводников “Есть ли среди пассажиров пилот или кто-то, кто умеет управлять самолетом?” самоотверженный незнакомец даст утвердительный ответ.
Известные примеры из реальной жизни для этой ситуации не найти. Однако у Артура Хейли в “На грани катастрофы” обоим пилотам чартерного самолета становится плохо, но на борту оказывается летчик, который десять лет назад, во время войны, летал на истребителях. В то время возможности автопилота ограничивались следованием уже заданному курсу, так что посадку необходимо было совершать вручную. Бывший летчик, слушая подсказки из аэропорта и прибегая к помощи стюардессы, справляется с задачей.
Однако без радиосвязи с лучшим пилотом, которого удалось найти и вовремя посадить за диспетчерский пульт, это было бы невозможно. Шансы же на то, чтобы на борту во время аварийной ситуации оказался человек, имеющий опыт пилотирования, конечно, еще ниже.
СИТУАЦИЯ 3: ОБЫКНОВЕННЫЙ ПАССАЖИР
Пассажиру, не имеющего такого опыта, и, что не менее важно – находящимися в колоссальном стрессе, даже с профессиональной помощью будет очень сложно совершить посадку. Но современный самолет при определенных условиях все же можно посадить на автопилоте, если правильно настроить его и не терять голову.
В любом случае, для этого необходимы полный контроль с земли, исправность автопилота и удачная погода.
Текст: Елизавета Голякова
Читайте также: