Найти тему

SERM-аудит: как самостоятельно оценить репутацию своей компании

Оглавление

Репутация компании играет не последнюю роль в принятии решения о покупке, поэтому так важно знать, что о бренде думают клиенты. Сегодня как раз расскажем, как самостоятельно оценить репутацию своей компании.

Шаг 1. Сбор брендовых запросов

В первую очередь необходимо собрать брендовые запросы, по которым пользователи ищут вашу компанию. Чтобы собрать брендовые запросы, используйте:

  • Мозговой штурм – подумайте и запишите все возможные запросы, по которым вас могут искать пользователи, в том числе с ошибками и на латинице (например, МВИДЕО, м-видио, m-video, магазин эм видео и т.д.).
  • Яндекс.Метрика – во вкладке «Последняя поисковая фраза» посмотрите, по каким запросам на ваш сайт переходят пользователи.
-2
  • Поисковые подсказки Яндекса и Google (вводите примерный запрос и посмотрите, что еще обычно ищут пользователи).
-3

После этого вы получите список брендовых и репутационных запросов:

– название компании

– название компании + отзывы

– название компании город + отзывы

– название компании латиницей + отзывы

– доменное имя сайта + отзывы

– название компании + отзывы сотрудников

Шаг 2. Анализ поисковой выдачи

Необходимо собрать как можно больше ресурсов, справочников и отзовиков, где размещена информация о компании. Нужно затронуть как крупные площадки федерального масштаба, так и региональные справочники организаций и городские порталы, где есть ваша целевая аудитория. В идеале дополнительно ищем и специализированные площадки, которые соответствуют тематике бизнеса.

Где искать:

  • ТОП поисковой выдачи Яндекса и Google;
  • сайты-отзовики (otzovik.com, irecommend.ru и др.);
  • справочники и геосервисы (Яндекс.Карты, Flamp, yell.ru и др.);
  • специализированные форумы (babyblog.ru, drom.ru, tripadvisor.ru и др.);
  • социальные сети (VK, Instagram, Facebook, Twitter и др).

На каждой из этих площадок вбиваем список брендовых запросов и ищем информацию о своем бренде. Все упоминания собираем в таблицу, классифицируем отзывы на:

  • положительные
  • отрицательные
  • нейтральные
-4

Проставляем комментарии и делаем пометки, например, что отзывы все старые: возникают сомнения, мол, компания-то еще существует? Или это шарашкина контора? Почему никто ничего больше не пишет?

Частоту запросов вашего бренда можно проанализировать через Яндекс Вордстат.

-5

С помощью этого сервиса вы увидите статистические данные по конкретным запросам пользователей в поиске Яндекс за последний месяц. А через инструмент «История запросов» можно посмотреть динамику изменений спроса. В идеале сайт должен иметь свой брендовый запрос, который помогает получать трафик.

Шаг 3. Делаем выводы

На основе полученных данных делаем выводы о репутации компании. Бывает четыре ситуации:

Отрицательная репутация

Признаки: на большинстве площадок преобладают негативные отзывы.

Что предпринять?

  • размещать больше положительных отзывов;
  • вытеснять из выдачи площадки с негативной информацией;
  • распространять и продвигать PR-контент;
  • размещать официальные ответы, быстро реагировать на обращения.

Негативные отзывы – это тоже отзывы. Не нужно их удалять или игнорировать. Держите обратную связь, предпринимайте попытки «помириться» с клиентом. О том, как работать с негативом рассказываем здесь и здесь.

Нейтральная репутация

Признаки: число положительных и отрицательных отзывов примерно одинаковое, либо преобладают высказывания нейтрального характера.

Что предпринять?

Нарушить баланс – сделать так, чтобы преобладали положительные отзывы, повышать узнаваемость бренда.

  • мотивировать клиентов, чтобы оставляли положительные отзывы;
  • своевременно отрабатывать негатив;
  • улучшать качество товаров/услуг;
  • распространять и продвигать PR-контент.

Если отзывов о вашей компании нет или мало, нужно сделать так, чтобы они появились. Для этого при помощи крауд-маркетинга увеличивайте присутствие компании в разных каталогах, справочниках, отзовиках и форумах, мотивируйте клиентов оставлять их, в том числе используя ВАУ-эффект.

Положительная репутация

Признаки: число положительных отзывов превосходит нейтральные и негативные.

Что предпринять?

Главное – удержать.

  • поддерживать активность клиентов в написании отзывов;
  • распространять и продвигать PR-контент;
  • вести регулярный диалог с потребителями на форумах и в соцсетях;
  • следить за качеством товаров и услуг;
  • мониторить свежие отзывы и оперативно обрабатывать негатив.

Если упоминаний много, и в целом они хорошие, не стоит расслабляться и пускать ситуацию на самотек. Продолжайте следить за комментариями регулярно, своевременно реагировать на новые отзывы и пожелания, распространять и продвигать PR-контент, чтобы о вас не забывали. В общем, улучшайте качество продукта/услуг.

Отсутствующая репутация

Признаки: упоминаний практически нет – характерно для нераскрученных и молодых компаний, а также новых продуктов. Кто выберет тех, о ком ничего не знает и о ком ничего не пишут в Интернете? Выглядит подозрительно, когда вбиваешь в поисковик «компания такая-то отзывы», а в ответ тишина.

Что предпринять?

увеличьте присутствие компании в разных каталогах, форумах, справочниках, отзовиках;

  • наращивайте количество положительных отзывов о компании;
  • мотивируйте клиентов на то, чтобы оставляли больше отзывов;
  • улучшайте качество товаров и обслуживания;
  • проводите регулярный мониторинг репутации.

Подробнее о том, как создать репутацию новой компании с нуля, рассказываем здесь.

Степени узнаваемости бренда

И последнее определяем степень узнаваемости бренда.

  • Абсолютное незнание

Уровень осведомленности критично низкий. Пользователи ничего не знают о бренде, товаре или услуге. Упоминание не вызывает никаких ассоциаций. Вероятность покупки или заказа услуги мала.

  • Знание с подсказкой

Самый слабый уровень осведомленности о бренде. Пользователь вспоминает о существовании торговой марки/производителя лишь при непосредственном взаимодействии с элементами продукта – когда видит логотип, упаковку с товаром, слышит слоган.

  • Знание без подсказки

Более сильный уровень осведомленности. Пользователь вспоминает о бренде без дополнительных подсказок. Возникает в случае, если пользователя просят перечислить производителей определенного товара или компании, предоставляющие некоторые услуги. Это чистое и стихийное знание – на уровне устойчивого ассоциативного ряда. Соответственно, потребитель имеет четкое мнение и опыт использования (возможно и неоднократный) данного бренда.

  • Top-of-Mind

Высший уровень узнаваемости бренда. Пользователю данный бренд приходит первым на ум при упоминании некоторой товарной категории или услуги. Бренды Top-of-Mind прочно закрепляются в сознании потребителя. Иногда даже доходит до того, что продукт начинает называться именем бренда: подгузник = памперс (Pampers), копировальный аппарат = ксерокс (Xerox), внедорожник = джип (Jeep) и т.д. Чаще всего это лидеры рынка, однако могут быть и исключения.

Вывод

  • Мониторьте репутацию постоянно, периодически проводя детальный аудит.
  • Поддерживайте контакт с клиентами, мотивируйте оставлять обратную связь.
  • Постоянно работайте над качеством товаров или услуг.

Если нет времени проводить аудит самостоятельно, доверьте это нам. Проанализируем репутацию и дадим рекомендации, какая стратегия развития лучше всего подойдет для вашей компании.