Найти тему
БККВЛОЧ

Ожидал вестерн, а получил семейную сагу.

Отзыв на роман Филиппа Майера "Сын"

Представьте себе, что вы хотите приготовить яичницу, разбиваете яйцо, а там сразу два желтка! Круто же! Вот и когда открываешь эту книгу, то не представляешь даже, что под одной обложкой скрывается аж 3 книги! Да, это семейная сага, все три части сплетаются в единый сюжет и их постоянное чередование оправдывает, лучше раскрывает героев, их мотивы и характер, но всё же, все три части получились очень разными. 

Первая часть описывает жизнь Илая Маккалоу. В этой части романа самый интересный и насыщенный действием сюжет. У юного Илая индейцы убили мать, сестру и брата, сожгли дом, а самого Илая взяли в плен, но со временем начали воспитывать его как равного себе, как индейца. Эта часть книги изобилует описанием жизни и быта индейцев, а точнее, племени команчей. А ещё здесь много, очень много насилия, ибо без этого насилия выжить в то время и в тех условиях было невозможно, а автор стремился к более детальному и правдоподобному описанию всех трудностей, которые возникали у людей в то время. И индейцев то можно понять – кому понравится, когда в твой дом вламываются незнакомцы и ведут себя как хозяева? А, наблюдая такую жестокость со стороны индейцев, колонисты начинают вести себя ещё более агрессивно, что порождает ещё большую жестокость со стороны индейцев. Вот такой замкнутый круг… 

Кого-то это скрупулёзное описание насилия, возможно, и напугает, но я же читал «Шатунов» и «Могилу для 500 000 солдат», меня уже в книгах ничего не напугает. Но Майер знает меру и описывает всё таким образом, что творящееся насилия запоминается и вызывает эмоции. Ну и, помимо описания жизни индейцев, автор также кратко описывает, что происходило в Америке в середине XIX века, какие разнообразные люди её населяли и какие цели они преследовали. Всё это интересно, но вот не так давно я прочитал «Маленького большого человека» Томаса Бергера, где и сюжет один в один, и временной промежуток примерно тот же. То есть, потенциально всё это интересно и познавательно, но я всё это уже читал во второй раз. 

Вторая часть, описывает жизнь и переживания Питера Маккалоу, сына Илая. И эта часть ответственна за драму в этой книге. Не то, чтобы в описании жизни Илая или Джинн не было драмы, но у Питера, человека с тонкой душевной организацией, очень обострённое чувство несправедливости и раскаяния, плюс он ещё более подробно описывает свои эмоции, а не происходящее вокруг. Он родился не в то время и не в том месте, что можно сказать даже хорошо, потому что, описывая Питера, автор не раз проводит параллели с его дядей, т.е. с братом Илая, которого ждал печальный конец. У Питера, возможно, кризис среднего возраста совпал с ужасными событиями вокруг него, невольным участником которых он стал и он чувствует вину за происходящее вокруг. Плюс ко всему, он ощущает собственное бессилие, он, проще говоря, тряпка, что не придаёт ему уверенности в себе, хоть он и старается меняться, но он всё же надеется подняться над своими инстинктами, над человеческой природой. Плюс ещё окружающие полны звериной жестокости, подставляя других ради собственного блага и эта враждебная среда давит на Питера. 

Эта часть книги понравилась мне больше всего, потому что благодаря описанию чувств и эмоций персонажа он больше раскрывается, да ещё и его мировоззрение мне близко и понятно. Единственное, что мне показалось странным в этой части – мы же читаем дневники Питера, но какой то этот дневник сильно подробный – описывается, что он ел, как на него посмотрела служанка, каким мягким был ковёр, когда на него наступаешь… То есть, это было бы понятно, если бы это было простым жизнеописанием, как у Илая, но это не вяжется с форматом дневниковых записей. 

Третья часть, описывающая жизнь Джинн Маккалоу, правнучки Илая, отвечает в этой книге за скуку. Очень тяжело и неохотно мне давались страницы с Джинн. Её история и переживания не вызывает отклика. Возможно это из-за того, что описание некоторых моментов её жизни сильно затянуто (юный возраст), а другие её моменты описаны слишком стремительно (то она боится показаться неопытной на деловых переговорах, а спустя пару страниц она уже мультимиллионерша и бывалая бизнесвумен), а ведь описывается очень длинный жизненный период – с 30-х годов ХХ века до 2012 года. 

Хотя, ход автора, когда Джинн в старости лежит на полу и вспоминает свою жизнь и что-то забывает, путается в именах и датах, временные скачки – это мне понравилось, но всё же слишком скучно и стремительно, хотя отдельная книга о жизни Джинн заняла бы страниц 500 и, возможно, если бы автор расширил её историю, то не было бы этой переклички с историями Пиетра и Илая, их истории просто бы потонули в потоке слов её истории. Но, с другой стороны, автор так же заостряет внимание, в основном, на юности Илая. А дальнейшая его жизнь описывается не менее стремительно, чем у Джинн, но вот история Илая вызывает интерес, а история Джинн – скуку и зевоту. 

В общем, эмоционального катарсиса я не получил, шока и трепета тоже. Хорошая книга, в которой необычным образом описывается жизнь одной семьи на протяжении без малого двухсот лет. Читал я её, в основном, с интересом, но из-за восторженных отзывов о книге я ожидал чего то прям гениального, а получил крепкую, добротную книгу, не без недостатков.