Валентин Серов, портрет Николая II в военной тужурке.
В 1900 году Александра Федоровна заказала художнику Серову портрет мужа. Царь позировал в Малахитовом зале Зимнего дворца и через три сеанса портрет был уже готов. И тут случился скандал...
На «готовую» работу пришла посмотреть царица и, только взглянув на портрет, воскликнула по английски: «The picture is not finished (картина не закончена!)»
Услышав эти слова, Серов протянул палитру и кисти императрице и сказал: «Заканчивайте, мадам...» После этой дерзкой выходки художника больше не приглашали во дворец. Современники отмечали, что портрет получился довольно « недобрый и холодный», но царю портрет понравился, он увидел в нём какие-то свои внутренние переживания, но в свой дом картину не взял и она осталась в Зимнем дворце.
На возмущение жены Николай II ответил: «Если убрать обиду Серова, которую он изрядно выплеснул на этот холст, то работа вполне достойная и глубокая. А ещё здесь видно его, Серова, непонимание, внешнее суждение о нас царях, основанное на слухах, вымыслах простонародья от незнания, от слабой веры, от недостатка духа божия...
И, переходя на язык аллегорий, можно с уверенностью сказать, что Серов изобразил самого себя, свои собственные страхи и заблуждения…
Мы для них жестокие тираны и крепостники. Никто не видит Родины, никто не думает о Родине… Никто не несет Россию в сердце своем! Для них Родина ограничивается закатом в березовой роще, у речки в конце июня… покряхтеть, поохать, почмокать губами: "Благо! Эко благо! Красто-та-то какая! А о том, что это благо нужно беречь, никто и не думает. И в мыслях нет!
А тем временем безумцы, начитавшиеся немецких романов, так и мечтают сровнять Родину нашу с землей. Уничтожить всё, что дорого русскому сердцу...
Сейчас все поголовно напились либерального пойла, отравляющего всю суть человека, лишающего его возможности видеть простую радость жизни -просто жить! Сейчас все заняты раскачиванием трона и борьбой за мифическую, несуществующую свободу…"
Императрица весь месяц не могла успокоиться после слов Серова и повторяла фрейлинам вновь и вновь: «Теперь зовите меня «мадам»! Какая неслыханная дерзость назвать меня, государыню, «мадам!»
И, обращаясь к мужу, она повторяла уже который раз: «Почему ты не остановил его? Почему промолчал? Почему позволил так оскорбить меня?» Но русский царь, прижал руку жены к своей щеке и тихо сказал: «Знаешь, сегодняшнее искусство так спешно, так мимолетно. Все куда-то спешат, не успев увидеть и понять настоящее. На холсте остаются только намеки, силуэты стремительно несущегося времени...»
Флор Известный, поэт...