Это стало следствием подписания СССР и нацистской Германией в августе 1939 года договора о ненападении между Германией и Советским Союзом и Договора о дружбе и границе, секретные протоколы которых зафиксировали разграничение сфер интересов этих двух держав в Восточной Европе. Согласно секретному протоколу к нему, условия раздела сфер влияния были пересмотрены: Литва отошла в сферу влияния СССР в обмен на польские земли к востоку от Вислы, отошедшие к Германии.
В странах Балтии и многих других эти события и последующий период нахождения этих стран в составе СССР называются Советской оккупацией.
В новейшей зарубежной историографии действия СССР оцениваются как незаконная инкорпорация, оккупация с последующей аннексией.
Современная официальная позиция российских властей заключается в том, что присоединение стран Прибалтики к СССР не противоречило нормам международного права по состоянию на 1940 год и вхождение этих стран в состав СССР получило официальное международное признание.
Прибалтийские государства в период между двумя мировыми войнами стали объектом борьбы великих европейских держав Великобритании, Франции и Германии за влияние в регионе.
В начале 1930-х годов стало усиливаться влияние соседней Германии. Ему стремился противодействовать СССР.
В 1932 году Эстония и Латвия заключили с СССР договоры о ненападении.
В 1934 году СССР заключил договор о торговле с Эстонией, что помогло стране преодолеть последствия мирового экономического кризиса.
В июне 1939 года Эстония и Латвия договоры о ненападении заключили с Германией.
Летом 1939 года, одновременно с проведением переговоров с Великобританией и Францией, Советский Союз предпринял шаги к активному сближению с Германией. Результатом такой политики стало подписание 23 августа 1939 года Договора о ненападении между Германией и СССР. Согласно секретному дополнительному протоколу к договору, Эстония, Латвия, Финляндия и восток Польши были включены в советскую сферу интересов, Литва и запад Польши — в сферу интересов Германии.
1 сентября 1939 Германия начала вторжение в Польшу.
17 сентября СССР ввёл войска в Польшу, объявив советско-польский договор о ненападении от 25 июля 1932 года утратившим силу. Прибалтийские государства объявил о своём нейтралитете.
В ходе военных действий произошёл ряд инцидентов, в которые оказались вовлечены и балтийские страны.
Одним из них стал заход 15 сентября польской подводной лодки «Ожел» в Таллинский порт, где она была интернирована по требованию Германии эстонскими властями, которые начали демонтаж её вооружения. Однако в ночь на 18 сентября экипаж подлодки разоружил охранников и вывел её в море.
Советский Союз заявил, что Эстония нарушила нейтралитет, предоставив убежище и помощь польской подводной лодке.
Ситуация в самих прибалтийских государствах была противоречивой.
На фоне слухов о готовящемся советско-германском разделе Прибалтики, которые опровергались дипломатами обеих сторон, часть правящих кругов прибалтийских государств была готова продолжать сближение с Германией.
Эстонское правительство пошло на переговоры в Москве, в результате которых 28 сентября был заключён Пакт о взаимопомощи, предусматривающий создание на территории Эстонии советских военных баз численностью до 25 тысяч человек.
2 октября начались аналогичные советско-латвийские переговоры. От Латвии СССР также потребовал доступ к морю — через порты Лиепая и Вентспилс. В итоге 5 октября был подписан договор о взаимопомощи сроком на 10 лет, предусматривавший ввод в Латвию контингента советских войск.
10 октября 1939 Председателем Совета Народных Комиссаров В.М. Молотовым и министром Иностранных Дел Литовской Республики Ю. Урбшисом в Москве был подписан советско-литовский «Договор о передаче Литовской республике города Вильно и Виленской области и о взаимопомощи между Советским Союзом и Литвой» сроком на 15 лет, предусматривавший ввод 20-тысячного контингента советских войск.
В апреле 1940 года в Германии были изданы географические карты, на которых территории Эстонии, Латвии и Литвы были обозначены как входящие в Советский Союз.
14 июня советское правительство предъявило ультиматум Литве, 16 июня — Латвии и Эстонии. Правительства этих государств обвинялись в грубом нарушении условий ранее заключенных с СССР Договоров о взаимопомощи, и выдвигалось требование сформировать правительства, способные обеспечить выполнение этих договоров, а также допустить на территорию этих стран дополнительные контингенты войск. Условия были приняты.
15 июня дополнительные контингенты советских войск были введены в Литву, а 17 июня — в Эстонию и Латвию.
Литовский президент Антанас Сметона настаивал на организации сопротивления советским войскам, получив отказ большей части правительства, бежал в Германию. Другие президенты - латвийский Карлис Улманис и эстонский Константин Пятс пошли на сотрудничество с новой властью. Во всех трёх странах были сформированы дружественные СССР, но не коммунистические правительства.
За процессом советизации прибалтийских стран следили уполномоченные правительства СССР — Андрей Жданов в Эстонии, Андрей Вышинский в Латвии и Владимир Деканозов в Литве.
Новые правительства сняли запреты на деятельность коммунистических партий и проведение демонстраций, выпустили политзаключенных и назначили внеочередные парламентские выборы.
На выборах, состоявшихся 14 июля во всех трёх государствах, победу одержали прокоммунистические Блоки трудового народа — единственные допущенные к выборам.
Считается, что выборы сопровождались запугиванием избирателей и фальсификацией результатов.
В современной историографии считается общепринятым, что «избирательные кампании в республиках, организованные по московскому сценарию были несвободными и недемократичными». Результаты выборов были фальсифицированы.
Вновь избранные парламенты уже 21—22 июля провозгласили создание Эстонской ССР, Латвийской ССР и Литовской ССР и приняли Декларации о вхождении в СССР.
3—6 августа 1940 года, в соответствии с решениями Верховного Совета СССР, эти республики были приняты в состав Советского Союза.
После вхождения Прибалтийских государств в состав СССР здесь прошла советизация: начались социалистические преобразования экономики и репрессии против интеллигенции, духовенства, бывших политических деятелей, офицеров, зажиточных крестьян.
В республиках Прибалтики перед самым началом войны была завершена операция по выселению «неблагонадежного и контрреволюционного элемента» — из Эстонии было выслано 9156 человек, из Литвы — около 17,5 тысяч, из Латвии — 15424 человека. Эта операция была завершена к 21 июня 1941 года.
Впоследствие, летом 1941 года, после нападения Германии на СССР, в Литве и Латвии произошли, с советской точки зрения, выступления «пятой колонны» - массовое дезертирство прибалтийских военнослужащих из Красной армии, организация национальных отрядов самообороны, расправы над советскими деятелями и евреями.
После отступления Красной армии, ещё до прихода немецких войск, национальные отряды самообороны начали осуществлять своё "окончательное решение еврейского вопроса".
Вхождение прибалтийских государств в состав СССР не было признано США, Ватиканом и рядом других стран.
Признавали его de jure Швеция, Испания, Нидерланды, Австралия, Индия, Иран, Новая Зеландия, Финляндия; de facto — Великобритания и ряд других стран.
В изгнании продолжили деятельность некоторые дипломатические представительства довоенных прибалтийских государств.
Различия в оценке событий 1940 года и последующей истории прибалтийских стран в составе СССР являются источником неослабевающей напряжённости в отношениях между Россией и странами Балтии.
Советские историки характеризовали события 1940 года как социалистические революции и настаивали на добровольном характере вхождения прибалтийских государств в состав СССР, утверждая, что оно получило окончательное оформление летом 1940 года на основе решений высших законодательных органов этих стран, получивших на выборах самую широкую поддержку избирателей. С подобной точкой зрения согласны и некоторые российские исследователи, которые также не квалифицируют события как оккупацию, хотя и не считают вхождение добровольным.
Большинство зарубежных историков и политологов, а также некоторые современные российские исследователи, характеризуют этот процесс как оккупацию и аннексию независимых государств Советским Союзом, осуществлённую постепенно, в результате ряда военно-дипломатических и экономических шагов и на фоне разворачивающейся в Европе Второй мировой войны.
Современные политики говорят также об инкорпорации, как о более мягком варианте присоединения. Отрицающие оккупацию ученые указывают на отсутствие военных действий между СССР и странами Балтии в 1940 году.
Прибалтийские историки подчёркивают нарушение демократических норм при проведении внеочередных парламентских выборов, состоявшихся в одно и то же время в 1940 году во всех трёх государствах в условиях значительного советского военного присутствия, а также тот факт, что на выборах, состоявшихся 14 и 15 июля 1940 года, был дозволен только один выдвигаемый от «Блока трудового народа» список кандидатов, а все остальные альтернативные списки были отклонены.
Прибалтийские источники считают, что результаты выборов были сфальсифицированы и они не отражали волю народа.
В статье на сайте министерства иностранных дел Латвии приводится информация: "В Москве советское агентство новостей ТАСС дало информацию об упомянутых результатах выборов уже за двенадцать часов до начала подсчёта голосов в Латвии".
МИД РФ рассматривает присоединение Прибалтики к СССР как соответствующее нормам международного права того времени.
В последнее время конфликт обостряется периодическими требованиями стран Прибалтики к России с требованием выплаты компенсации «за оккупацию страны».
В качестве ответного действия в России, только на уровне отдельных мнений, предлагают потребовать от прибалтийских стран компенсацию за враждебные действия во время Гражданской войны, злодеяния так называемых «латышских стрелков», а также за ограбление и убийство еврейского населения во время Второй мировой войны.
Полный вариант:
Прибалтийские республики вошли в СССР. 80 лет назад. Июль-август 1940