"Инклюзия" - слово, ставшее модным в кругах, связанных с системой образования, и практически ненавидимым среди учителей. Слышали его очень многие, но мало кто знает его значение. В обиходном понимании это обучение детей-инвалидов вместе с детьми, не имеющими таких проблем со здоровьем, чтобы не было у них чувства оторванности от мира. Идея вполне благородная, но почему она так негативно воспринимается педагогическим сообществом, да и многими родителями?
инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (п. 27 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации")
Ну, раз законодатель указывает на особые образовательные потребности и индивидуальные возможности, значит, вероятно, потребуется всё же адаптация и всего процесса инклюзивного обучения в каждом случае - у каждого такого ученика свои проблемы.
адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (следующий пункт той же статьи того же закона № 273-ФЗ)
В законе "Об образовании в Российской Федерации" всё это выглядит совершенно разумно и понятно. Но всякий закон - это только модель того, как должно быть.
А как же на самом деле?
А на самом деле, со слов петербургских директоров школ, со стороны руководства районными отделами образования на них оказывается весьма сильное давление по введению инклюзии в школах совершенно независимо от того, готовы ли в них те самые требуемые законом условия. А на районные отделы давит уже городской Комитет по образованию. И что же получается, когда выдвинут лозунг "Даёшь инклюзивное обучение любой ценой!"? А получается зачастую примерно также, как в известной присказке российского премьер-министра из 90-х Черномырдина.
В одной из школ Приморского района Санкт-Петербурга тоже включились в эту опасную игру по удовлетворению амбиций руководства комитета по образованию. И в рамках инклюзивного образования открыли в школу путь для различного рода детей-инвалидов. Но, так получилось, что среди принятых в рамках всей этой компании хронически нездоровых детей практически все оказались с явными проблемами в психическом развитии. Конечно, выявить психически нездорового человека куда труднее, чем, скажем, с нарушениями опорно-двигательной системы. И всё-таки... и всё-таки это уже слишком заметно, когда ученица седьмого класса едва ли не от каждого слова или взгляда со стороны одноклассников, показавшимся ей невежливым, реактивно погружается в такую дикую истерику, что не всякий неподготовленный преподаватель способен справиться с этим. Но это ещё не самый оригинальный случай. Более серьёзный вариант - ученик примерно того же возраста глубоко убеждён, что работает в прокуратуре и одновременно на железной дороге, а тут ещё учителя пристают, что учиться надо. А у него "конкретные уголовные дела просрочены" и ещё "график движения может быть нарушен. И может показать, если доверяет, весьма интересные свои записи, отличающиеся редкой логичностью. Одно в них смущает - всё это плод больной фантазии. С большинством учителей "в жутких контрах" вплоть до громких матюков и размахивания кулаками.
Не хочется сомневаться в чьей-либо компетенции, но ситуация лучше всего подходит под русскую пословицу "заставь дурака Богу молиться, он себе лоб разобьёт".
Всё ли так плохо?
Примеров такого увлечения формальным набором в школу всех подряд в ущерб не только учебному процессу, но и здравому смыслу, к сожалению, много. Так может идея инклюзивного обучения сама по себе никуда не годится?
Два реальных примера из жизни. Частная школа в одном из городов Нижегородской области. Пятый класс. Класс немногочисленный, что характерно для частных школ. Среди обычных детей мальчишка с серьёзными проблемами восприятия пространства. С помощью приёма "дать каждому пройти свой триумф" отношение к нему меняется, одноклассники замечают, что с ними рядом пусть и несколько чудаковатый, но вполне хороший товарищ. И отношение их становится куда более внимательным и отзывчивым, без унижающих умиления и жалости, а тактично и выдержанно. И сам мальчик начинает заметно успешнее и учиться, и общаться со сверстниками. Другой случай в той же школе был с девочкой, но уже классом или двумя младше и уже с проблемами опорно-двигательной системы. И ей тоже очень помогало то, что она среди сверстников, готовых ей помогать, но как бы не замечая её инвалидность.
Другой пример гораздо сложнее и касается уже не столько обучения, сколько воспитания. Ситуация разворачивается уже не в школе, а в загородном военно-спортивном лагере. Лагерь организован семьями прихожан одного из храмов Выборгского района Санкт-Петербурга, всё в нём по-военному - жизнь по распорядку, занятия по строевой и боевой подготовке, учения и марш-броски, творческая жизнь само собой, но ещё и следование православной традиции. И вот священник, с кем у лагеря давняя дружба, просит принять со стороны мальчика возраста 10-12 лет. Мальчик как мальчик, вживается в коллектив, только несколько медленно у него всё получается и немного кажется странноватым. Никто с ним как с писаной торбой не носится, но и не дразнят и не обижают, как это часто принято у детей и подростков. А на родительском дне мама этого мальчика начальнику лагеря в сильном смятении сообщает, что, оказывается у её сына, по мнению врачей и весьма компетентных, сначала не было никаких шансов выжить, а потом никаких шансов идти вровень со сверстниками. И так почти и было до сего дня. А теперь она не может поверить тому, что за две недели произошло буквально чудо - она не могла и надеяться, что за какие-то считанные дни её сын сможет столького добиться. Но, справедливости ради, стоит сказать, что никто в лагере (за исключением того самого священника) и не догадывался, что рядом с ними ребёнок-инвалид. И хорошо, что не догадывались.
Идея инклюзивного обучения - идея великолепная, но когда она не доводится до абсурда и не решается исключительно формально. А чтобы не превратить её в абсурд и кошмар, надо хотя бы соблюдать те самые положения закона об образовании в РФ.
Традиционное: заходите, читайте, смотрите, ставьте like, если понравилось, делитесь ссылкой в соц. сетях, ну и подписывайтесь на канал.