Он предвидел гибель королевы прессы Эмилии Беньямин, славу и спасение Игоря Северянина, взлет Бенито Муссолини...
Предыдущая глава ЗДЕСЬ
Конечно, карательные органы Советов после прихода к власти в Латвии сразу записали Эйжена Финка в свои враги. Фактов было пруд пруди: и предсказания скорого ухода Красной Армии, и тесные связи с иностранцами. Последнего с лихвой хватило, чтобы следователь НКВД, допрашивая Финка, мог припаять ему шпионаж. Правда, в одном из протоколов имеется пикантная деталь: среди недавно обращавшихся к нему за предсказаниями Финк назвал нескольких жен красных командиров, прибывших в Ригу вместе с советскими войсками. Только линию эту следователь развивать не стал, скорее замял. Дело ясное, к стенке!
Но судьба опять не захотела смерти щедро поцелованного солнцем - расстрел Финку заменили лагерями. Там он встретил многих, кого довелось видеть в аристократических салонах столицы. Сам был свидетелем, как сбылось одно из его пророчеств: на грязных нарах севера голод унес жизнь некогда царственной Эмилии Беньяминь. Усольлаг, Карлаг, Юхново... Эти зловещие названия переплетаются с биографией Финка. Свою чашу он выпил до дна, только после смерти Сталина получив разрешение вернуться на родину.
О лагерной жизни говорил без охоты. Не отрицал, что ему было легче, нежели другим - жены охранников прибегали погадать и рассчитывались съестным. Но однажды за свой дар сам чуть не заплатил жизнью. Предсказал смерть начальнику лагеря, о чем стукачи донесли начальству. Когда майор вдруг действительно сыграл в ящик, Финку все припомнили, сослав на самый трудный лесоповал. Там он намерзся так, что до конца дней ходил в валенках.
Дома его ждало разбитое корыто. Квартира на бульваре Райниса была национализирована. Сын пропал в огненном кипении Курземского котла. Пенсию ему подобным власть не начисляла. Пробовал сойтись с Анной, но старые обиды оказались сильнее. Семье замужней дочери он не хотел докучать. Ютился в основном у родственников, с которыми всегда ладил. Довольствовался малым, отличался чистоплотностью, особое внимание уделяя белизне длинной бороды, отпущенной в лагерях.
Единственные неудобства хозяевам создавали лишь толпы, ищущие встречи с предсказателем. Только он вернулся, сразу слух облетел Латвию: Эйжен Финк снова в Риге! Как ни уверял людей, что в ссылке потерял свои способности, народ и слушать не хотел - подкарауливали на лестнице, дежурили за углом . В конце концов стал принимать. Жить чем-то надо было. Ведь роль халявщика ему не годилась.
Земной путь Эйжен Финкс завершил, предсказав почти точно дату собственной смерти (как Нострадамус много веков назад). Он умер в феврале 1958-го, прожив 72 года 6 месяцев и 12 дней.
Иметь или не иметь
ЛИЧНОСТИ, подобные Финку, всегда оставляют после себя действительные факты вперемешку с домыслами. Все вместе это тянет на легенду. Ее подкрепляет даже акт аутопсии, написанный зимой 1958 года молодым врачом Генриком Григалиновичем, который по долгу службы тогда производил вскрытие тела. В этом документе отмечено своеобразие мозга Эйжена Финка - оба полушария серого вещества были покрыты частыми, ярко выраженными извилинами.
- Уникальный мозг, - доктор готов подтвердить это и сегодня. - В таком могло уживаться ясновидение с телепатией и телекинезом впридачу.
Возможно, так и было. Но гораздо важнее мне кажется вывод, сделанный известной латышской поэтессой Марой Залите в пьесе «Сфинкс», основой которой стала биография лимбажского цыгана - жизнь любого в чем-то гениального человека всегда трагична. Да, перед ним преклоняются и лебезят, ему завидуют и побаиваются. Но никому нет дела до его души, незащищенной и ранимой. Толпа хочет только одного: отхватить себе кусок уникального дара, иногда просто для потехи. Слова Финка об открывающихся возможностях, которые следует наполнить собственными усилиями, зачастую пролетали мимо ушей. Толпе всегда хочется сразу, много и без труда.
Мне ведомо не все. Все знает только Бог
ЕСЛИ НЕНАРОКОМ случится вам забрести на Покровское кладбище Риги и вы вдруг увидите скромную плиту с надписью EIŽENS FINKS, то... просто произнесите в мыслях :
« Да успокоит Господь его мятущуюся душу. Аминь».
Ведь по сути он был добрым христианином и никогда не замахивался на роль Всевышнего. К некоторым пророчествам даже добавлял присказку:
- Мне ведомо не все. Все знает только Бог.
P. S. Автор благодарит издательство JUMAVA за материалы для этого обозрения.
"Скандальная история жены мага Калиостро" -- ЗДЕСЬ
Моника Зиле (с) "Лилит"