Найти в Дзене
Николай Шадрин

группа КИНО. обзор аудиозаписей. 1982-2020

Многие наверное заметили что сейчас происходит новая волна популярности группы "Кино". В год тридцатилетия с момента гибели Виктора Цоя нас ждет, как минимум, издание неизвестного прежде альбома, художественный фильм (хотя и сомнительного качества) и несколько концертов с живым сопровождением участников "Кино" и записанным прижизненым вокалом Цоя.

Пройдя в своем творчестве путь от подросткового мечтателя до героического борца, личность лидера "Кино" в глазах нового поколения значит уже совсем не то же самое что у его современников. И сейчас его известность куда шире чем была в восьмидесятых. 

По сегодняшний день не прекращаются издания все новых и новых записей "Кино". В основном это концертные альбомы и студийные аутейки с неизвестными версиями давно известных всем песен. Шансов найти среди них неизвестные творения от года к году все меньше. С целью проследить эволюцию феномена "Кино", я решил обозреть все известные на сегодняшний день записи. Для понимания особенностей той или иной записи, необходимы ее предыстория. 

Виктор Цой. 1982 год. фото из архива Сергея Котегова
Виктор Цой. 1982 год. фото из архива Сергея Котегова

Группа "Кино" изначально называлась "Гарин и гиперболоиды" и была основала летом 81 года, после дружеской поездки в Крым. Тем летом трое ленинградских друзей - Виктор Цой, Алексей Рыбин и Олег Валинский, после спонтанных выступлений в одном из палаточных лагерей на черноморском побережье, решили по возвращении домой взяться за создание музыки более серьезно. Свою музыкальную карьеру Виктор Цой начинал еще в конце семидесятых в роли басиста школьной группы "Палата N 6", затем продолжил в составе легендарной панк-команды "Автоматические удовлетворители", где по настоянию своего дружеского окружения начал делать попытки самостоятельно писать песни. Первые пробы Цоя были совсем никакие, пока весной 81 года не состоялась премьера первой серьезной песни "Мой друзья". В тот период его творчество получает одобрение Майка Науменко и Бориса Гребенщикова, которые становятся наставниками для этого застенчивого девятнадцатилетнего студента одного из ленинградских ПТУ. Новых песен у Виктора все больше и после отдыха в Крыму он, при поддержке Рыбина и Валинского доводит их до ума на регулярных репетициях. Осенью они вступают в ленинградский рок-клуб, но вскоре Валинского призывают в армию и в музыку он уже не возвращается. Оставшись вдвоем Цой и Рыбин продолжают сочинять новый материал и исполнять его для близкого круга. Новый год они встречали у друзей в Москве, где в самом начале 82 дали квартирный концерт, который оказался зафиксирован на пленку. Вероятно, это самая первая в истории запись песен Виктора Цоя.

Слушать "В Контакте"

Алексей Рыбин и Виктор Цой. Фото из архива М. Цой
Алексей Рыбин и Виктор Цой. Фото из архива М. Цой

Алексей Рыбин книге "Кино с самого начала" упоминает что они познакомились с Гребенщиковым, исполнив в электричке пару своих песен. Это подтвердил в своих воспоминаниях и сам лидер "Аквариума", добавив что ехал он с квартирника в Петергофе. Как позже удалось вычислить, квартирник в Петергофе состоялся в апреле 1981 года и очевидно после него и произошло историческое знакомство.

"Аквариум" крайне сильно влиял на молодой дуэт пока еще носящий нелепое название "Гарин и Гиперболоиды". На правах более взрослых товарищей, они всячески направляли Цоя и Рыбина в правильное русло. В частности, когда ситуация со старым названием стала уже почти критической, в выборе нового участвовал весь состав "Аквариума". И они же помогли группе дебютировать на сцене рок-клуба.

первый концерт "Кино" в рок-клубе при поддержке музыкантов "Аквариума". фото - А. Данилов
первый концерт "Кино" в рок-клубе при поддержке музыкантов "Аквариума". фото - А. Данилов

Именно Гребенщиков уговорил Андрея Тропилло записать первый альбом группы, которая незадолго до концерта в рок-клубе получила окончательное название "Кино". Выступив в скромной роли "продюсера", Гребенщиков при помощи участников "Аквариума" - Андрея Романова, Всеволода Гаккеля и Михаила Файнштейна взялись преображать бедный акустический звук бывших гиперболойдов в богатый саунд новой группы "Кино". С их подачи на альбоме зазвучали флейты, виолончели, колокольчики, дополнительные партии гитар и вокала. Cыграл на блок-флейте и Андрей Тропилло, а Цой добавил партии баса. Отсутствие барабанщика заменилось советской драм-машиной. Итоговый саунд получился очень самобытным, хотя спустя время Цой и Рыбин сильно критиковали запись. Первый альбом Виктора Цоя полон еще почти подростковой непосредственности лирического героя, который уже начал понимать особенности взросления и критикует идеалы старшего поколения. Песни, в которых Виктор Цой еще только нащупывал свою собственную манеру сочинения - созданные отчасти в панковской среде и под наставлением старших товарищей из "Зоопарка" и "Аквариума", в период когда автор еще не забыл тинейджерское мировосприятие, но уже завел серьезные отношения с будущей женой. Увидев свет в виде магнитоальбома, "45" заработал определенный успех, хотя в Ленинграде "Кино" еще долго не были по настоящему известны. Зато в Москве они уже ощущали себя звездами.

Постепенно, Цой и Рыбин стали задумываться о записи следующего альбома. В январе 1983 года Рыбин принялся обзванивать студии звукозаписи и выяснил что в тот же день можно воспользоваться таковой в Малом драматическом театре. Хотя басиста и барабанщика у них все еще не было, как и четкого понимания каким должен быть новый альбом, отказываться от записи гитарист "Кино" совсем не собирался. Уговорив лидера группы бросить все свои дела и оперативно найдя барабанщика в лице Валерия Кириллова, Рыбин организовал сессию звукозаписи. Никогда прежде не слышавший о "Кино" Кириллов сразу включился в работу и записал с группой четыре новых песни, из которых только одна избежала последующей студийной перезаписи.

Бас-гитары на записи никакой не было - ее планировалось записать позже. Поблагодарив Кириллова за помощь, Цой и Рыбин поспешили в гости к Майку, чтобы послушать свеже записанную пленку совместно. Конечно, спешка отразилась на результате - звучание вышло во всех отношениях сырым. В студию Цой приезжал еще раз, чтобы записать вокал, но затем он решил не продолжать эту работу — результат автора совершенно не устроил. С Кирилловым "Кино" больше не сотрудничали, но ночное прослушивание записи в гостях у Майка не прошло для него даром - спустя несколько лет стал барабанщиком "Зоопарка". И кстати, именно у Кириллова сохранился экземпляр той записи, на которую в начале девяностых все же наложили бас-гитару Александра Храбунова для издания на альбоме "Неизвестные песни".

Слушать "В Контакте"

19 февраля 83 года "Кино" дают электрический концерт в рок-клубе, на котором в последний раз в составе группы выступает Алексей Рыбин. Разлад в отношениях Цоя и Рыбина зрел уже давно и основными причинами ссор были различия во взглядах на дальнейшее развитие группы. Приведенный Рыбиным в группу новый гитарист Юрий Каспарян был принят Цоем поначалу холодно, но потом он разглядел в нем потенциал. После ухода Рыбина, в "Кино" остается только один лидер. 

концерт группы "Кино" в рок-клубе. 19 февраля 1983 года. фото из архива М. Смирновой
концерт группы "Кино" в рок-клубе. 19 февраля 1983 года. фото из архива М. Смирновой

Пришло время упомянуть о еще одном человеке, который сыграет в истории группы немаловажную роль. В студию Тропилло регулярно наведывался юный паренек Алексей Вишня. В районом Доме Пионеров, где официально располагался кружок звукозаписи и тайком записывались ленинградские рокеры, он учился у Тропилло азам мастерства. Заодно юный Вишня знакомился с рокерами и присутствовал на сессиях альбома "45", где впервые и встретился с Цоем. Тогда Вишня и начинает мечтать о собственной студии, в которой он смог бы записать "Кино". Приобретя минимальный набор необходимого оборудования и разместив его в родительской квартире, Вишня уговорил "Кино" записаться. Случилось это во второй половине 83 года - вскоре после вынужденного уклонения Цоем от армейского призыва в психиатрической лечебнице.

Цой с Каспаряном появились в студии и в одну смену вдвоем записали 12 новых песен, не заморачиваясь с перезаписью неудачных дублей. Как утверждалось впоследствии, запись требовалась для разучивания Каспаряном его партий. Вишня же и по сей день уверен что тогда у него был записан новый альбом "Кино", который он оперативно растиражировал под названием «46». Сам же Цой утверждал обратное и при перечислении своей дискографии его обычно пропускал. К тому же, 9 песен были переписаны впоследствии с совсем другим звучанием.

В начале лета 1984 года акустический дуэт "Кино" снова оказывается в студии Андрея Тропилло и процессом записи снова вызывается командовать Гребенщиков. Теперь стилистический ориентир был сделан на электрический звук в духе "новых романтиков" и пост-панка. Во многом звук британских модных групп зависел от электронных клавишных, которых в Ленинграде тогда было не достать. Помог Гребенщиков, взяв во временное пользование у московского "Центра" почти игрушечный синтезатор "Кассиотон". Размером с школьный пенал, “Кассиотон” содержал небогатый набор достаточно примитивных, но все таки электронных звуков, которыми Гребенщиков и Сергей Курехин принялись украшать альбом. Также, Курехин привел на запись Игоря Бутмана, который записал чудесные саксофонные партии. Басистом на всех песнях выступил участник "Аквариума" Александр Титов, принявший приглашение к участию в постоянном составе "Кино". Поскольку постоянного барабанщика не было, вместе с драм-машиной его заменяли все понемногу - Титов, Всеволод Гаккель, Петр Трощенков и некий паренек, имя которого стерлось из памяти. Наконец, в студии появился Георгий Гурьянов, сыгравший только в одной композиции, но затем оставшийся в постоянном составе "Кино". Наличие в студии большого количества сессионных музыкантов заметно отразилось на эклектичности записи.

Георгий Гурьянов, Юрий Каспарян, Виктор Цой, Александр Титов.
Георгий Гурьянов, Юрий Каспарян, Виктор Цой, Александр Титов.

Альбом получивший название "Начальник Камчатки" оказался совсем непохожим на прежнее "Кино". Вместо дворовых и беззаботных песен с "45", вышел альбом полный холода и дождливости, тягот взросления с попытками сохранять душевное равновесие в дискомфорте внешнего мира. Незадолго до окончания работы над альбомом "Кино" в составе Цой-КаспаряТитов-Гурьянов триумфально выступает на втором ленинградском рок-фестивале, становятся городскими звездами и на вышедший вскоре "Начальник Камчатки" сразу же появился хороший спрос.

На момент своего прихода в "Кино" Георгий Гурьянов не был выдающимся барабанщиком. Как и Каспаряна, Цой пригласил его в группу заочно разглядев в нем потенциал и необходимый вкус. Густав(как называли его друзья) в тот момент был одним из главных модников в городе, чем особенно был важен для "Кино". Цой и сам старался следить за актуальными тенденциями в музыке и сценическом поведении. Но, в случае с альбомом "Ночь", погоня за модой сыграла с группой плохую шутку.

группа "Кино". 1985 год
группа "Кино". 1985 год

Весной 1985 года "Кино" снова появляется в студии Тропилло и начинает работать над новым циклом песен. В этот раз процесс записи пошел куда сложнее. В первую очередь, была проблема саунда - посредственно оснащенная и далекая от западного совершенства студия на Охте, упорно не давала необходимого группе звука. К тому же и Тропилло просто не понимал чего от него хотят— легендарный звукорежиссер мыслил иначе. В определенный момент запись и вовсе приостановилась хозяином студии из-за внешних проблем. Эту вынужденную паузу компенсировали записью следующего альбома, а к работе над "Ночью" смогли вернуться только в конце года. Публичный свет он увидел только в январе 1986 года как магнитоальбом. 

Тематика песен «Ночи» отражает легкость мировосприятия модной городской молодежи, предпочитающей веселиться в темной время суток. Несомненный плюс альбома в том что это эта первая студийная работа «Кино», сделанная ими как группой без наставлений авторитетных друзей. Однако, бесспорные шедевры соседствуют с песнями в которых только просматривается попытка быть хитами. 

Качество аппаратуры на которой выступали любительские рок-группы Ленинграда было очень посредственным. У рок-клуба своего аппарата не было и каждый раз его добывали всеми возможными способами. Частенько приходилось выступать на самодельном оборудовании в компании с группами, у которых оно имелось и таскать колонки вынуждены были сами музыканты. Хороший звук был только у профессиональных коллективов, состоящих при официальных концертных организациях, но договорится с ними не представлялось возможным. Чтобы понимать уровень условий для выступлений у любительских групп, сегодня достаточно послушать записи с выступлений на ленинградских рок-фестивалях, которые качеством звука далеки от совершенства. Хотя в реальном времени этот недостаток компенсировался драйвом, для истории осталась лишь одна из граней тех легендарных концертов.

Кино на III фестивале Ленинградского рок-клуба, 17 марта 1985 года.
Кино на III фестивале Ленинградского рок-клуба, 17 марта 1985 года.

В марте 1985 года, уже находясь в локальном статусе рок-звезд, "Кино" выступает в рамках третьего ленинградского рок-фестиваля и сильно удивляют всех новым образом. Цой на выступлении впервые появился на сцене без гитары и двигался под музыку. И в этом прослеживалась явная дань моде. Больше половины программы состояла из материала с еще не законченной на тот момент "Ночи", вторая часть - из песен с уже известных публике альбомов. 

Весной 1985 года "Кино", в связи с вынужденным простоем в работе над альбомом "Ночь", появляются в домашней студии Алексея Вишни. Обновленная студия имела более гибкий "график работы", чем мог предоставить Тропилло, к тому же взаимопонимание с молодым звукорежиссером складывались удачнее. У Цоя появился новый цикл песен, который требовал нового подхода как к аранжировкам, так и к записи. В этот раз "Кино" увлеклись гитарными представителями модной на тот момент гитарной волны, во главе с The Smiths. Тематика песен так же была созвучна знаменитым манчестерцам - Цой запел о любви в ее молодежном представлении, открыто иронизируя над этим. Прилежному семьянину Цою, накануне рождения первенца, образ хотя и циничного, но романтичного героя не особо клеился. Нашлось на альбоме и место более старым песням, ждавших качественной студийной записи. Несмотря на невозможность работы в домашней студии с живыми барабанами снова замененных ритм-боксом, группа впервые осталась полностью довольна результатом записи. Хотя сегодня тематика этих песен воспринимается спорно, звучанием "Это не любовь" действительно удался - вместе с чистым гитарным звуком и заметно выросшим мастерством музыкантов, эта формула творчества воспринимается положительно.

В 1986 году в истории "Кино" происходит несколько важных событий, которые можно назвать "поворотными". Одно из них произошло даже немного раньше. Осенью 1985 года группу покидает Александр Титов - неспособный более разрываться между двумя группами, он делает окончательный выбор в пользу "Аквариума". Вакантное место предлагают занять басисту группы "Джунгли" Игорь Тихомирову и положительный ответ он дает сразу. Так окончательно укомплектовывается "золотой" состав группы "Кино": Виктор Цой, Юрий Каспарян, Георий Гурьянов, Игорь Тихомиров.

первый концерт "Кино" с Игорем Тихомировым. 22 ноября 1985 года
первый концерт "Кино" с Игорем Тихомировым. 22 ноября 1985 года

Довольные результатом предыдущей работы в домашней студии Вишни, участники "Кино" снова обращаются к нему, чтобы поработать над записью новых песен, представляющих собой очередное модное ампуа. Привычная образу группы романтическая тематика, в этот раз более прямолинейно описывала любовные переживания лирического героя, который не боится выглядеть наивным и легко обманутым. Есть даже версия что в тот период Цой всерьез планировал создать для этих песен отдельный от “Кино” проект, представляющий собой бойз-бэнд.

Продолжение записи этого цикла не последовало. В тот период хозяин студии оказался обременен официальной работой и его график плохо совпадал с возможностями участников группы. В итоге к этому незаконченному альбому у группы навсегда пропал интерес, поскольку они отказались от уже привычного образа новых романтиков.

группа "Кино". 1986
группа "Кино". 1986

Виктор Цой увидел будущее группы в совсем другом ключе. 31 мая 1986 года группа "Кино" принимает участие в четвертом фестивале рок-клуба. Как было принято у ленинградских команд, участие в ежегодной рок-клубовской солянке не должно походить на рядовой концерт. Получившие одобрение на участие в фестивале группы готовились к своему выступлению очень серьезно - готовили шоу, экспериментировали со звучанием и разучивали новые песни. На 4 фестивале рок-клуба группа "Кино" снова всех удивила, вызвав крайне полярные впечатления. Теперь имидж всей группы отличался предельной лаконичностью. К тому же, группа вышла на сцену в расширенном составе, укрепив состав вторым ударником, басистом и клавишником. Но, самым удивительной была программа, составленная из неизвестных аудитории новых песен. Группа показала свой новый "героический" образ, впервые исполнив со сцены "Попробуй спеть вместе со мной", "Закрой за мной дверь, я ухожу", "Спокойная ночь", "Хочу Перемен" и "Дальше Действовать Будем Мы".

Премьерная программа показала совсем новое "Кино", далеко ушедшее не только от подростковой наивности "45", но и от романтического "Это Не Любовь". Однако, премьера обновленной группы не удалась. "Кино" закрывали концерт в котором перед ними феерично выступили "Аукцион", "Игры" и "Зоопарк". К тому же, в первые полторы песни выступления по чьему то разгильдяйству в зале продолжал гореть свет. С самого начала все пошло не так и это сказалось на дальнейшем результате - их сразу приняли холодно, что отразилось на качестве игры и подачи. Тем не менее, Виктор Цой получил приз за лучшие тексты. 

группа "Кино". 1986 год. фото Д.Конрадт
группа "Кино". 1986 год. фото Д.Конрадт

Чуть раньше группа "Кино" получает сразу три предложения на съемках в кино. Первое из них поступило от тридцатидвухлетнего студента ВГИКа Рашида Нугманова с предложением поучаствовать в короткометражке "Йя-Хха" - отчасти документальной ленте о ленинградских рокерах. В этом фильме группа исполняет песню "Дальше действовать будем мы", в версии которая позже будет доработана для следующего альбома. 

Следующим кинопроектом стало предложение от молодого киевского режиссера Сергея Лысенко, который для своей дипломной работы "Конец Каникул" решил снять в западной клиповой манере несколько песен "Кино", объединив их незатейливым сюжетом. На съемки в Киев группа отправилась вскоре после выступления на ленинградском рок-фестивале. Для "Конца каникул" группа записала три песни на студии.

Кроме того, в фильме присутствует одна песня, которую группа очевидно нигде больше не исполняла - записана она была на киевской киностудии в период съемок. 

Осенью того же года на одном из концертов "Кино" присутствует режиссер Сергей Соловьев. Постановщик ряда фильмов получивших призы на престижных кинофестивалях, теперь решил снять ленту, которая бы имела еще и коммерческий успех. Цой получил от именитого режиссера предложение появиться в фильме, который в будущем получит название "Асса". Группа "Кино" появляется в самом конце фильма и завершает его песней "Хочу перемен", которую Соловьев заранее попросил перестать исполнять на концертах, пока "Асса" не выйдет на экраны. Конечно, на съемках группа играла не живьем, а под заранее записанную на "Мосфильме" фонограмму - это единственная студийная запись, где "Кино" играют в расширенном составе с ритм-секцией из Сергея Бугаева и Андрея Крисанова.

Необходимо отмотать время назад и рассказать про историческое знакомство "Кино" с самоотверженной американской девушкой Джоанной Филдс, более известной как Стингрей. Ее регулярные появления в Ленинграде в качестве туриста стали судьбоносными для всего советского рока и заслуживают отдельного повествования. В 86 году Джоанна выпустила на Западе сборник Red Wave с контрабандно-вывезеными из СССР записями четырех групп ленинградского рок-клуба - "Аквариума", "Странных Игр", "Алиса" и "Кино". Эта беспрецедентная по своей наглости акция произвела фурор - благодаря этому Запад узнал о самом факте существовании советского рока, хотя рецензии на этот виниловый диск были очень сдержанными, когда речь заводилась о качестве и оригинальности материала. Хотя это событие и обернулось не самыми приятными последствиями для Стингрей, всему советскому року это пошло только на пользу. Страна начала меняться - объявленная Горбачевым перестройка ослабила тиски тоталитарного режима, дав зеленый свет тому что прежде преподносилось как "запретное" и "не нужное". Любительские рок-группы получили официальные разрешения на выступления, их приглашали на телевидение и выпускали грампластинки. Кроме того, Стингрей по мере возможностей снабжала бедных друзей-музыкантов дорогим оборудованием, всеми правдами и неправдами перевозя его через границу. Благодаря ей группа "Кино" стали обладателями лучшего в городе оборудования, которое позволяло работать над новым альбомом в домашних условиях. Теперь они сами контролировали процесс записи и не были ограничены по срокам. Поэтому работа над новым альбомом затянулась почти на два года. За это время песни с будущего альбома были многократно обкатаны на концертах, в том числе и на пятом рок-фестивале, когда поклонники так и не дождались от группы исполнения известных им хитов.

Хотя в процессе записи группе не требовалось присутствия звукорежиссера, окончательное сведение невозможно было осуществить без опытного специалиста. В тот период Цой не желал иметь дел с Тропилло и Вишней, поэтому вынашивал идеи обратиться к московским звукооператорам. К тому же, группа всерьез рассчитывала с помощью Стингрей издать альбом на виниле только в США, откуда его копии постепенно добрались бы до СССР. Этим планам не суждено было осуществиться. Слухи том что «Кино» самостоятельно пишут новый альбом дошли до Вишни, и он принялся упрашивать группу закончить работу у него. Не получая ответной реакции, он снова и снова продолжал уговаривать Цоя и тот в итоге сдался. Группа в короткий срок дописала недостающие партии и свели готовый альбом, оригинал которого хозяин студии должен был передать Стингрей для отправки за границу. Имея в распоряжении всего лишь одни сутки, Вишня сделал с записи несколько копий и продал их распространителям. Каково же было удивления Цоя, когда в самом начале 88 года, спустя всего пять дней после окончания работы над «Группой крови» он, находясь в Алма-Ате обнаружил в кооперативном ларьке копию нового альбома «Кино».

На новом альбоме «Кино» демонстрируют свой фирменный звук, к которому давно стремились. Качеством «Группа крови» был на уровень выше многих записей советских рок-групп того времени. Музыкально основанный на модном в то время британском пост-панке, полный абсолютно хитовых песен, тематически посвященных преодолению личностных барьеров, ненужности поиска компромиссов, необходимости быть сильным. Знакомые ленинградским поклонникам по концертам новые песни, на «Группе крови» обрели убедительную форму и путем перезаписи разошлись по стране в бесчисленных копиях. В том же году в прокат выходят два фильма с участием группы - художественный «Асса» и документальный «Рок», а фирма «Мелодия» по собственной инициативе выпускает на виниле альбом «Ночь».

Группа "Кино". 1988 год
Группа "Кино". 1988 год

В том же самом 88 году заканчивается работа над новым фильмом «Игла» Рашида Нугманова. На киностудии "Казахстанфильм" его назначили закончить работу над приостановленной лентой о наркомании и приняв его, Рашид кардинально меняет изначальный замысел и предлагает Цою главную роль. За неимением у лидера «Кино» профессиональных актерских качеств, Цой в кадре остается самим собой, хотя сам признавался что ему не нравится хамоватый образ его героя. В первой половине 88 года на студии «Мосфильм» «Кино» при участии клавишника Андрея Сигле(который, кстати, до этого отметился и на «Группе крови») записывает музыку для «Иглы». В конечном итоге в фильм вошли три песни, а также четыре инструментала - единственные в истории группы.

группа "Кино". 1988 год
группа "Кино". 1988 год

Слушать "В Контакте"

Группа «Кино» становятся героями всесоюзных СМИ и получают массу приглашений со всей страны. На волне возникшего успеха происходят изменения и в жизни Виктора Цоя, который увольняется из кочегаров, уходит из семьи и переезжает в Москву. В связи с интенсивными гастролями медленно идет работа над новыми песнями, которые постепенно фиксируются на домашней студии. На этот раз группа воспринимает эти записи как демонстрационные с расчетом в будущем поработать с ними для полноценного альбома в профессиональной студии. Изначально будущий альбом планировали назвать «Пачка сигарет». 

Виктор Цой. 1988 год
Виктор Цой. 1988 год

Слушать "В Контакте"

К концу 1988 года спрос на «Кино» стал настолько велик что им потребовался опытный администратор. Так директором группы стал ленинградец Юрий Белишкин, имевший к тому времени опыт работы с различными эстрадными коллективами. Белишкин нашел профессиональную студию, в которой группа может записать новый альбом. Так в самом конце 1988 года «Кино» оказываются в московской студии Валерия Леонтьева, где при участии звукорежиссера Михаила Кувшинова погружается в процесс записи. В самый последний день записи, когда большая часть работы уже была проделана, Цой сообщает что в альбом должна войти еще одна песня, которая они сейчас же и запишут. Так альбом получил название «Звезда по имени Солнце».

Главный герой нового альбома "Кино" все тот же молодой человек, стремящийся преодолевать барьеры трудностей, но уже уставший от достигнутых побед. Заметно повзрослев, он по-прежнему ощущает дискомфорт, но уже от непонимания какими средствами ему жить дальше. Имеющие неприятный опыт сотрудничества с единственной в стране фирмой грамзаписи, группа приняла решение выпустить альбом на кассетах, распространив его с помощью кооперативных ларьков. Правда, придержав выпуск до осени 1989 года.

В том же году происходят первые выступления за территорией СССР. В тот период, на пике перестройки на Западе возникла недолговечная мода на советскую культуру. Группе "Кино" удалось выступить в Дании, Италии, США и Франции. Конечно, говорить о каком либо огромном успехе русскоязычной группы у западного слушателя не приходится, но на уровне энергетическом почти все эти выступления были успешны. Во Франции же оказалось возможным выпустить на виниле полноформатный альбом и используя эту возможность группа делает в домашних условиях запись нескольких своих песен — на этот раз это было что-то вроде greatest hits, из хорошо знакомых поклонникам песен. Однако, французов эта запись не устроила — они требовали чтобы технически все было сделано в профессиональных условиях. И к сожалению, этот "домашний" вариант нового альбома "Кино" пока нигде не обнародован. Зато, группа снова вернулась в московскую студию Валерия Леонтьева, чтобы записать альбом "Последний герой". Альбомом, правда, эту запись обычно не называют. В дискографии группы "Последний герой" указан как сборник, хотя входящие в него песни были записаны для этого издания специально. На этот раз группа не была целиком довольна результатом, поскольку технические условия диктовали французские издатели, которые же и закончили сведение альбома.

Популярность группы еще больше пошла в гору. Едва закончился прокат фильма "Асса", как на экраны вышел кинохит "Игла", уже с самим Цоем в главной роли. Начались интенсивные гастроли по всему Советскому Союзу, на которых лидеру группы нередко приходилось спасаться бегством от поклонников. Прежний администратор просто перестал справляться со своими обязанностями и ему на смену пришел Юрий Айзеншпис, которому незаслуженно приписывают заслуги столь масштабного успеха группы. В тот насыщенный и затянувшийся гастрольный период сочиняется новый цикл песен, которые должны стать основой будущего альбома. До репетиций нового материала дело, правда, не доходит и на концертах продолжают исполняться исключительно проверенные хиты. Финальный концерт тура происходит для семидесяти тысяч человек на московском стадионе Лужники.

После этого группа отправляется на заслуженный отдых. Уже традиционно проводя время в прибалтийском поселке Плиеньциемс, Виктор Цой наконец смог поработать над новыми песнями. Позже к нему присоединился Юрий Каспарян, привезя собой в Латвию необходимое для записи оборудование, которое использовалось еще со времен "Группы крови". Расположившись в небольшом дачном сарайчике, в первой половине августа они записали черновой вариант семи новых песен.

Слушать "В Контакте"

13 августа 1990 года. фото - В.Метель
13 августа 1990 года. фото - В.Метель

15 августа 1990 года, возвращаясь с рыбалки за рулем собственного "Москвича", Виктор Цой вылетает на встречную полосу и в результате столкновения с автобусом, погибает. В течение нескольких часов о трагедии стало известно всей стране. Внезапная новость стала шоком для миллионов поклонников и его близких. Жизнь лидера группы "Кино" оборвалась на пике его творческой формы — Виктор Цой был полон творческих идей и проектов, явно не успев очень сделать многое.

Спустя месяц после гибели Цоя музыканты "Кино" собрались в московской студии ВПТО «Видеофильм», чтобы закончить работу над альбомом, который должен стать последним в истории группы. Используя записи голоса и наброски аранжировок сделанных в Плиеньциемсе, Каспярян, Тихомиров и Гурьянов дописали необходимые партии инструментов и закончили работу в парижской Studio du Val d’Orge. В начале 1991 года на прилавках музыкальных магазинов по всей стране лежал новый виниловый диск с черной обложкой и белой надписью "Кино" по центру.

Последний альбом группы "Кино", получивший народное название "Черный", описывает главного героя у которого все победы остались позади и впереди маячит неизбежная реальность. Он осваивается в мире который уже не пытается изменить, но где по-прежнему "все на месте, да что-то не так ". В каком то смысле эти песни символизируют финал истории взросления человека, которому никогда уже не стать старым. Вскоре после выхода альбома в прессе появилась логичное подтверждение того что группа "Кино" прекращает свое существование.

После распада пути участников группы разошлись.

Барабанщик Георгий Гурьянов ушел из музыки в живопись и стал очень успешен на данном поприще. 

Георгий Гурьянов
Георгий Гурьянов

Бас-гитарист Игорь Тихомиров впоследствии стал сотрудничать с DDT в качестве звукорежиссера. Иногда во время объявления на концертах участников группы Юрий Шевчук, сообщает зрителям что за звукорежиссерским пультом работает музыкант "Кино".

Игорь Тихомиров
Игорь Тихомиров

Гитарист Юрий Каспарян еще несколько лет выступал с Сергеем Курехиным, в 1996 году выпустил альбом инструментальной музыки и все больше сотрудничая с Вячеславом Бутусовым, стал участником группы "Ю-Питер". С 2010 Юрий принимает участие в проекте "Симфоническое кино".

Юрий Каспарян
Юрий Каспарян

Один из основателей "Кино" Алексей Рыбин после смерти Цоя написал книгу об истории группы, в 1992 вел концерт его памяти, записал альбом ранних песен группы и сейчас снимает собственный фильм о том времени. 

Алексей Рыбин
Алексей Рыбин

Басист группы в период 1984-85 годов Александр Титов несколько лет ведет канал на Youtube, где показывает как играть свои знаменитые партии. Иногда на концертах он играет песни "Кино" в составе "Аквариума".

Александр Титов
Александр Титов

В течение многих лет участники "Кино" давали множество интервью на тему истории группы. Особенно часто к ним обращаются по круглым датам для съемок очередного документального фильма. В 2012 году, по случаю пятидесятилетия со дня рождения Виктора Цоя, Первому каналу удалось даже ненадолго возродить группу "Кино". У возлюбленной Виктора Цоя Натальи Разлоговой нашлась кассета с неизвестной песней "Атаман", которую уже давно никто не надеялся обнаружить. Собравшись вместе в студии "Добролет" Каспарян, Тихомиров и Гурьянов, заручившись поддержкой единственной сына Цоя Александра, смогли превратить эту домашнюю запись в новую песню группы. Это оказалась последняя попытка возрождения группы в составе приближенном к "золотому" - спустя год из жизни уйдет барабанщик Георгий Гурьянов.

Александр Цой
Александр Цой

Как оказалось, и на этом история группы не закончилась. Много лет не появлявшийся на публике Александр Цой всерьез взялся за контроль над творческим наследием отца. В частности, при его непосредственном участии осенью 2020 года готовится серия концертов группы "Кино", в которых Юрию Каспаряну, Игорю Тихомирову и Александру Титову будут помогать сессионные музыканты и использованы оригинальные записи голоса Виктора Цоя. В преддверии предстоящих концертов уже опубликованы несколько роликов, которые дают некоторое представление о том что ждет зрителей.

В качестве послесловия.

Интересно, о чем размышлял Виктор Цой тем злосчастным августовским, сидя с удочкой на прибалтийском берегу? Возможно, он обдумывал каким будет его будущий альбом, как пройдут предстоящие гастроли в Японии, какой образ он создаст на экране в новом фильме Рашида Нугманова... А может, у него в голове просто созревала новая песня, которую он вскоре поспешит записать на бумаге и сев в свой "Москвич" так и не доедет до заветного листка с гитарой. Конечно, он не знал что новых песен сочинить уже не успеет, а все уже существующие будут будоражить чувства еще нескольких поколений. Цой бы расстроился узнав об аресте двух белорусских диджеев за то что в его "Переменах" в очередной раз усмотрели политический подтекст. И посмеялся бы, представив как две эстрадные звезды будут всерьез спорить о праве исполнения только что написанной им "Кукушки". И явно бы не одобрил идею одного знакомого режиссера построить сюжет своего фильма вокруг гроба с его телом. И уж точно бы он не поверил, что футбольные фанаты закрасят его цитатой стену на московском Арбате, похоронив под этим слоем краски тысячи чужих таких же признаний. И если бы в тот момент к нему подошел посланник из будущего и рассказал про это, Цой бы принял его за сумасшедшего, но сев затем в свой "Москвич" наверняка бы вел машину значительно осторожнее. И благополучно добравшись до места, продолжил жить по намеченным планам.

Но что было бы потом? Продержалось бы "Кино" на гребне достигнутого успеха или следующий альбом вызвал бы у поклонников разочарование? Оценили бы жители Японии концертную подачу так похожего на них рок-звезду из СССР или вежливо поблагодарили за концерт, не поняв ни одного спетого для них слова? Стал бы новый фильм с Цоем в главной роли киноклассикой или прошел незамеченным в условиях разваленного советского кинопроката? Ответов на такие вопросы не будет никогда. Да и зачем они нужны, если за свою короткую жизнь Виктор Цой уже сделал достаточно, чтобы спустя десятилетия его песни продолжали вызывать искренний интерес у поколений, которые все хуже понимают, в каком времени он жил.

1990 год. фото - С. Берменьев
1990 год. фото - С. Берменьев