Давно мечтала увидеть настоящее "днище" крейсера "Аврора", которое много лет лежит на дне Финского залива. Но поскольку это довольно далеко - больше двух часов езды от нас - всё как-то не находилось времени. Вечером в будни ехать поздно, а по выходным я обычно работаю.
И вот несколько недель назад случилась #идеальная суббота : тепло, солнечно, ограничения уже сняли, а работа ещё не началась. Мы поехали на любимый пляж южного побережья и решили прокатиться до того самого места, про которое я так много слышала.
Содержание статьи:
1. "Днище "Авроры": ожидание / реальность
2. История распила крейсера
3. Военно-морская база "Ручьи"
4. Как добраться до остова "Авроры"
1️⃣ "Днище "Авроры": ожидание/реальность
Заветное место обозначено на карте как "Остов крейсера "Аврора", так что можете вбить в навигатор и посмотреть, как ехать. Находится примерно напротив деревни Ручьи Кингисеппского района.
Дорога такой интересной формы, потому что огибает железнодорожную ветку, идущую к порту "Усть-Луга". Сейчас ведётся обустройство прилегающей территории. Работы очень масштабные.
Поскольку идея поехать туда родилась спонтанно, пути подхода к берегу пришлось искать на месте. Все инструкции, которые нашла в интернете, а также навигатор в картах, показывали маршрут, которого уже нет. То есть, в теории он есть, но на практике - вас туда не пустят.
Пут`м рекогносцировки разыскали правильный путь. В принципе, туда можно было проехать и на машине, но мы оставили авто под строящимся мостом и пошли пешком, чему я очень рада.
В июле в лесу красота! Полноцветье трав, чудесные ароматы, пение птиц, ветерок с моря.
Мы шли по старинной дороге, вымощенной булыжниками. Называется она "Ворошиловской", так как изначально вела к военно-морской базе, которая строилась под руководством Климента Ворошилова.
Встретился лесной ручей. Деревня Ручьи оправдывает своё название )))
Через семь минут мы вышли на такую полянку. Справа - труба, оставшаяся от сгоревшего дома. Мы, конечно, подумали, что это эхо войны. Но нет. Как рассказали местные жители, здесь была сторожка, которую несколько лет назад спалили бомжи.
Слева виднеется гавань, обрамлённая двумя пирсами. Они сохранились довольно хорошо, хоть и поросли травой.
У пирсов необычные очертания. Мне они кажутся похожими на "рожки", а в народе зовутся "штанами".
Вдоль стенок и берега сложены бетонные волноломы.
На некоторых швартовных тумбах болтаются остатки канатов. Видимо, причальная стенка использовалась совсем недавно или используется до сих пор.
И самое главное: где-то здесь на дне должно лежать днище крейсера "Аврора". Я его видела на десятках фотографий. И это должно было выглядеть примерно так.
Нашла ракурс, с которого была сделана фотография. Но всё оказалось иначе. Получилось настоящее "ожидание/реальность".
Сначала подумала, что, может быть, не там ищу. Но как ни вглядывалась в морскую пучину, не смогла разглядеть ни малейшего фрагмента. Ни издалека, ни вблизи, ни с какой стороны. Печаль.
Поговорили с местными жителями в музее в деревне Вистино. Говорят, что всё, что торчало над водой, распилили мародёры, а подводная часть осталась. Ну, не знаю. Мне кажется, нет там ничего. Даже никакого намёка на такую конструкцию не увидела. Зато "живые" корабли порадовали.
На берегу гавани был обнаружен нос неизвестного судна.
А куда делось многострадальное днище - достоверно могут рассказать только те, кто принимал непосредственное участие в перемещении/дораспиле. Но я таких людей не знаю.
2️⃣ История распила крейсера
До 1984 года "Аврора" обитала себе на месте вечной стоянки почти в первозданном виде. Но, к сожалению, металл имеет свойство деформироваться под воздействием воды. Примерно так выглядела обшивка корабля до капитального ремонта.
Два года велось обследование и разрабатывались варианты решения проблемы - от создания внешней железобетонной оболочки до установки корабля на постамент. В конце концов решили заменить повреждённые элементы на новые.
Работы производились на судостроительном заводе имени А.А.Жданова (ныне "Северная верфь") в 1984-1987 годах. По воспоминаниям очевидцев, корпус был распилен на несколько частей, потом сварен заново, с некоторыми изменениями. А вот нижняя часть была заменена полностью.
Вот эту громадную конструкцию по какой-то причине не отправили на металлолом, а перевезли на военно-морскую базу "Ручьи" (её историю читайте далее) и с непонятной целью затопили у пирса. По одной из версий, она затонула после неудачной попытки превратить её в волнорез.
Волнореза не получилось. А вот местные жители в течение многих лет срезали с остова всё, до чего могли добраться. В итоге - днище великого корабля превратилось в призрак.
3️⃣ Военно-морская база "Ручьи"
История военно-морской базы "Ручьи" очень интересна и во многом загадочна. Называлась она и "Строительство-200", и "Комсомольск-на-Балтике", и "Второй Кронштадт", и просто "Лужская база".
Начало строительства приходится на 1934 год. Велось оно под руководством наркома обороны Климента Ворошилова силами заключённых Лужского лагеря НКВД.
Необходимость строительства новой маневренной базы Балтийского флота в Лужской губе объясняется просто - очень близко отсюда проходила государственная граница с Эстонией. Собственно, как и сейчас.
В 1918 году после развала Российской империи Эстония получила независимость. Приказ о строительстве новой маневренной базы Балтийского флота на южном берегу Финского залива отдан в 1934 году.
В этот период Европа справедливо была обеспокоена политической ситуацией в Германии. По инициативе СССР и Франции предпринимались попытки создать коалицию стран, которые бы оказывали взаимопомощь при возможной агрессии Гитлера.
Но большинство государств, в том числе прибалтийские, отказались от подписания пакта. Очевидно, после этого Советский союз срочно начал укреплять границы.
В 1940 году Эстония вошла в состав СССР. Государственная граница отодвинулась от Ленинграда далеко на Запад, Балтийский флот был переведён из Кронштадта в Таллин. Вероятно, необходимость в новой базе отпала, и активное строительство прекратилось.
После войны, когда СССР получил территории нынешней Калининградской области и основная часть Балтийского флота разместилась там, а также на территории Эстонии, Латвии и Польши, базу "Ручьи" и вовсе решили использовать как ремонтную.
Судя по подписям на схеме, напротив деревни Ручьи должны были располагаться сухой строительный док и вспомогательная гавань для судов обеспечения. Основная гавань находилась напротив деревни Вистино. Она оказалась затоплена.
В 1990-е годы, когда Россия столкнулась с той же проблемой, что и в 1918 году, - потеря прибалтийских портов и близость государственной границы к Санкт-Петербургу - появилась идея возрождения этой базы как военно-морской.
В частности, в той гавани, близ которой находилось днище "Авроры", планировалось разместить вот такое количество военных кораблей.
Но девяностые были такие девяностые: многие корабли продали или списали, а базу забросили.
По одной из версий, причиной прекращения строительства базы до Великой Отечественной войны стали иловатые грунты. Возможно, это действительно так. Зато сейчас здесь прекрасно растут различные морские терминалы - на искусственных (намывных) площадках.
К северу от Ручьёв ведётся строительство промышленно-логистического парка по хранению и перевалке минеральных удобрений .
К югу можно хорошо наблюдать порт "Усть-Луга". Сейчас здесь возводится новый терминал LugaPort. Думаю, никакой военной тайны в этом нет, поэтому покажу, что удалось заснять.
А бывший строительный док и теперь используется для стоянки небольших судов.
А ещё сюда приезжают военные - купаться )))
4️⃣ Как добраться до остова "Авроры"
Даже несмотря на то, что сам остов увидеть сейчас невозможно, место очень любопытное и я всячески рекомендую сюда доехать. Особенно интересно будет любителям военной истории и различных артефактов.
Как я уже писала в начале, непосредственно к берегу навигатор ведёт неправильным путём. На самом деле, надо проехать чуть дальше и внимательно смотреть направо, чтобы не пропустить небольшой съезд с шоссе. На карте он не обозначен, но он есть.
Дорога там не самая хорошая, но проехать можно.
Ну, и дальше через лес к берегу - и вы на месте. Всё просто.
Другие рассказы о путешествиях в окрестностях Петербурга здесь. Чтобы не пропустить новые, подпишитесь на мой канал. Благодарю за внимание!