Широко известно, что Первая мировая война стала своего рода «катализатором» для развития технической стороны военного дела. Одним из символов такой «революции тактики» стали танки. Внушительные боевые машины впервые приняли участие в войне осенью 1916 года.
«Первопроходцами» танкового дела стали британские военные, за ними танками серьезно занялись и французы. А вот немцы в период Первой мировой войны танками почти не занимались, использовали либо трофейную технику, либо одну-единственную модель — A7V (но выпустили их всего 20 штук).
А что же Россия? В России «танковый вопрос» решался сначала путем не очень удачных экспериментов («Танк Менделеева», «Вездеход Пороховщикова», «Царь-танк Лебеденко»). Затем решили прибегнуть к помощи «иностранных партнеров». Надо сказать, что «раскачивались» с переходом экономики на военно-промышленные рельсы у нас очень долго. Но к концу 1916 года некоторые позитивные сдвиги были: планировался массовый выпуск броне-тракторов Гулькевича.
Российские власти планировали организовать собственное танковое производство, но еще раньше ожидались «ленд-лизовские» поставки танков от союзников по Антанте. На весенней конференции в Петрограде была установлена примерная потребность русских войск в танках: почти 400 штук. Предполагалось завезти модели «Рено» и «МК».
Но на все эти военные заморочки накладывалась политическая ситуация. Которая в России становилась все более неуправляемой: за Февральской революцией грянула Октябрьская. А потому вопрос с танками закрылся сам собой, особенно после Брестского мира. Впрочем, есть мнение, согласно которому еще «временщики» успели-таки оплатить часть предполагаемых поставок. И потом, благодаря этому «незаконченному делу» танки в небольшом количестве получали белые.
А «самые первые» танки в России появились лишь в самом конце 1918 года. Принадлежали они греко-французским интервентам, которые высадились в Одессе. Танков «Рено» было около двадцати. Однако, после первых же серьезных боев интервенты попросту «смылись», оставив красным немалую долю «технического добра» в качестве трофеев. Очевидцы утверждали, что боевой дух интервентов был крайне низким, они охотно «внимали» революционной агитации. Благо не понимали, что тут делают и вообще, Первая мировая уже закончилась.
Любопытно, что противостояли этим интервентам очень своеобразные «красные» — Первая Заднепровская стрелковая дивизия «матросского вожака» П.Е. Дыбенко. Командирами бригад у Дыбенко были... Нестор Махно и Николай Григорьев! Совсем скоро первый, будучи «заядлым анархистом» уйдет в «вольное плавание» (дабы избежать ареста и расформирования частей), второй и вовсе — поднимет восстание против советской власти!
Вот эти ребята и захватили в адекватном состоянии аж четыре танка их «той самой» первой двадцатки. Один из этих трофейных танков оказался у Ленина в Москве. Оставшиеся вошли было в «особый» бронедивизион при СНК Украины. Самое забавное, что этот «бронедивизион» успел принять участие в боях против сил... атамана Григорьева и батьки Махно! Вот уж действительно, за что боролись...
Однако уже летом 1919 года все эти танки «особого бронедивизиона» достались в качестве трофеев уже белогвардейцам. Помотало танки, ой помотало.
Но «тот самый» единственный, отосланный Ленину танк... стал родоначальником танковых войск Красной армии! Именно «по образу и подобию» этого танка большевики наладили первую более-менее массовую модель отечественных танков.
Они назывались «русскими Рено» и представляли собой почти полную копию французского аналога, серия в пятнадцать машин была выпущена на Сормовском заводе (Нижний Новгород) в 1920—1921 годах. Интересно, что эти «первые танки» советской власти, наряду с трофейными танками белогвардейцев и интервентов (взятых в последующих баталиях) стояли на службе до тридцатых годов! Правда, «русские Рено» ни в каких настоящих боях участия не принимали, ограничиваясь учениями и парадами.
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте. Читайте также другие мои каналы:
О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.
О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.