Найти тему
Изучаю людей

Не говорит в два года - диагноз или норма

Ребенок не говорит - что это? Пока логопеды ломают копья, выясняя, педагоги они или врачи, и имеют ли право ставить диагнозы, как-то надо работать. Как-то диагностировать детей и как-то составлять план коррекции. Я постараюсь обобщить и систематизировать все категории детей, приходящих с родительским запросом "не говорит".

Категория первая - норма. Просто родитель не знает онтогенез речевого развития. Имеет полное право, поэтому ориентир часто вон та внучка бабы Маши, которой полтора, а она "У Лукоморья" наизусть шпарит. Внучка бабы Маши - норма. Но и ваш Петенька, оперирующий указующим перстом и междометием Ыыыы - тоже норма. В полтора года так бывает, разброс большой. Снова любимый вопрос - когда обращаться к логопеду. Да когда вам что-то показалось, тогда и обращайтесь на разовую консультацию. Специалист на то и специалист, чтобы популярно объяснить, показалось вам, или нет.

Кстати и онлайн опытный логопед норму без проблем увидит. Но! Что важно в раннем возрасте. Логопед увидит норму, озвучит - норма. Но если речь идёт о ребенке до трёх лет, когда речь развивается очень быстро, логопед может лишь констатировать факт на данный момент. Сейчас ваш мычащий Петенька - норма. Но уже через полгода он таковым может не быть, если по-прежнему будет мычать. А ещё есть такая гадкая штука, как регресс. Так, например, часто манифестирует аутизм. Примерно в полтора-два как раз года. Говорил - перестал. Пальцем показывал - забыл как. Перестал понимать. У непривитых, кстати, предвосхищая комментарии, такое тоже случается, и часто.

Пока норма. Но смотрим в динамике. Получаем общие рекомендации по стимулирующему общению в быту. На самом деле в этих рекомендациях нет ничего такого специального. Просто окружающая среда у нас в 21 веке такая, речь не стимулирующая. Для того, чтобы говорил, приходится на пару столетий назад шагать, вспоминая как хороводы водить, ложками стучать и пестушки напевать. Вот как вспоминают - сразу и ребёночек говорить начинает, конечно, если он все же потенциальная норма, и к развитию его речи нет непреодолимых препятствий.

Это была первая категория. Специалист снял камень с души, дал парочку советов, отпустил с миром, все довольны и счастливы. Категория вторая, тоже не говорит. Так называемая группа риска. Тоже показывает пальцем и мычит, допустим. Только ему уже не полтора, а почти два. То есть уже идёт задержка речевого развития, потому что два года - возраст первых фраз. При этом никаких внешних особенностей, никаких маркеров, указывающих на слабость артикуляционного аппарата, хорошо справляется с невербальными заданиями по возрасту, контактирует с внешним миром, адекватно использует предметы, эмоционален.

В этом случае мы диагностируем задержку речевого развития. Это очень расплывчатая штука, но до трёх лет мы ни на что иное особо не имеем права. Это может быть темповая задержка. Причины ее различны, и могут случиться с каждым. Стресс в семье. Длительная госпитализация ребенка. Соматические заболевания. Плотно работающая выживающая мама, которая приходит домой выжатым лимоном и не в силах с деточкой разговаривать. Гиперопека бабушки. Все, что угодно, подставь нужное. Речь штука чувствительная, задержать ее может многое. Задержалась. Выйдет в норму. Заговорит, чуть позже. Надо стимульнуть. Как - логопед расскажет. Помимо хороводов и песенок потребуется уже арсенал пообширнее.

Заговорит, чуть позже - озвучит вам логопед один из сценариев выхода из ЗРР. Но есть и второй, и его вам тоже озвучат. Под задержкой темпа речевого развития может скрываться артикуляционная диспраксия или моторная алалия. И далеко не каждый специалист (точнее практически никакой) не сможет дифференцировать ЗРР и алалию, допустим, в два года. Потому что алалия - это недоразвитие речи как системы, по всем фронтам. А системы в два года ещё и нет, вот и непонятно, куда в итоге ребёночек вырулит. И оба этих сценария, благоприятный и крайне неблагоприятный (а алалия это тяжёлый речевой диагноз), специалист вам озвучит. Порекомендует стимулирующие приемы и обязательно посоветует наблюдение в динамике, не реже одного раза в три месяца. Задержка при готовности родителей работать выстрелит и догонит норму. Алалии же или диспраксии применяемых средств окажется недостаточно, и через три месяца это станет очевидно.

О следующих категориях - в следующей статье.