Найти тему

Что скрывает вечная мерзлота, или почему я думаю, что Золотая Баба - не легенда?

Сфотографировав с борта теплохода барачную окраину Салехарда, мрачноватый посёлок Комбинат, где раньше был рыбзавод, а теперь новый речной вокзал, я и не подумал бы, что бугор, на котором стоит машина - это "полярная Троя", древнее городище Усть-Полуй, обжитое людьми больше 2000 лет назад.

Там находилось крупное святилище, к которому, судя по всему, приходили на поклон народы с огромной земли, и Усть-Полуй служил местом обмена культурой и опытом многочисленных северных племён. Внешне, впрочем, алтарь всея Югории выглядел довольно скромно - настил из жердей, уложенных на раму, по углам которого находились жертвенные вещи:

-2

В салехардском музее - неожиданно реалистичный бог Усть-Полуя, вырезанный из рога оленя:

-3

Да и прочие фигурки духов Усть-Полуя не очень-то похожи на нынешних:

-4

Само собой, там жили не ханты и даже не ненцы. В Сибирь люди вообще переселялись не от хорошей жизни, кем-то изгнанные из более благодатных мест, и на её огромном пространстве ещё остались народы-"сироты", остатки некогда более крупных общностей: так, язык кетов на Среднем Енисее не входит ни в одну языковую семью, а смутные признаки далёкого родства учёные усматривают то с абхазами, то с басками, то с какими-то индейцами в Канаде. Нынешние народы тайги и тундры когда-то были степняками, и даже, говорят, оленей стали приручать от того, что не забыли скотоводства.

Самодийцы когда-то жили в горах Саяна. и немалая, к тому же древнейшая часть знаменитых стел и менгиров Хакасии были сделаны предками ненцев. Само собой, ушли они не в тундру, а в тайгу, где выжить было всё-таки полегче, но чуть больше тысячи лет назад их начали теснить на север другие беженцы - югорцы, предки хантов и манси, до того кочевавшие в степях и горах Южного Урала, откуда их выжили тюрки (при этом часть югорцев ушла на запад, и закрепившись в благодатной долине Дуная, стали венграми). Более многочисленные и агрессивные, они вытолкали самодийцев в тундру (правда, не всех - помимо ненцев тут живут и вполне таёжные селькупы), а усть-полуйцам отступать было некуда, разве что утопиться в студёном море, и со временем они исчезли без следа, видимо растворившись среди ненцев. Вероятно, их язык входил в ту же группу, от которой остался язык кетов, а вот какой они были расы - не ясно: удивительно, но до сих пор учёные не нашли ни одного могильника усть-полуйцев.
Вещи разных эпох в салехардском музее, справа - из Усть-Полуя

-5

У ненцев есть предания о сиртя - народе, жившим здесь до них, а с их приходом ушедшим под землю. Таких преданий немало по всей Сибири, но только у народов таёжной полосы ушедшие жили в тёплых степях, а потом зима начала делаться всё более долгой, лето - всё более дождливым, а у земли стали расти рога. В тундре легенда была другой: сиртя, уйдя под землю, увели за собой и свои стада, а держали сиртя не мелких и тощих оленей, а мамонтов, каждый из которых был горой мяса и жира со шкурой на целый чум. По ненецким поверьям, сиртя так и живут теперь под землёй, выходя на поверхность лишь в ночь и в туман, но туши и кости отбившихся от стада мамонтов порой попадаются в мёрзлой тундре:

Тут надо сказать, что если по оленям Ямал на первом месте, а Якутия с большим отрывом на втором, то по мамонтам - наоборот: их тут найдено, конечно, меньше, чем в Якутии, но больше, чем в любом другом регионе России: мамонтов здесь столько, что резьба по их кости породила целый народный промысел, центром которого сделался расположенный куда южнее Тобольск. В Антипаюте мне рассказывали, что на другой стороне губы у них уже несколько лет валяется скелет мамонта, вымытый рекой из склона, и никому до него дела нет.

Но скелеты, тем более неполные, тут просто не такая уж ценность: вечная мерзлота действует как морозильная камера, где десятками тысяч лет могут лежать не только кости, но и целая туша с рыжей шерстью и остатками пищи в кишках - отсюда и давние разговоры про клонирование мамонта и его возвращение в мир. На кадре ниже - скелет Монгоченского мамонта, найденный в 2004 году оленеводом Степаном Яптунаем на Гыданском полуострове - это был взрослый самец (35-40 лет), умерший около 17000 лет назад, и помимо скелета у него оставалось мясо на ноге, шерсть на боку и пища в кишках, но пока находка ждала музейщиков - кто-то разбил череп и увёз бивни, поэтому голову на скелет повесили от другого мамонта. Слева же - 2-3-месячный мамонтёнок Люба, 42 тысячи лет назад утонувший в вязкой глине и найденный в 2007 году оленеводом Юрием Худи на "газпромовской" реке Юрибей, и названный в честь жены. Ныне это самый хорошо сохранившийся мамонт из когда-либо найденных, включая знаменитого мамонтёка Диму из Якутии.

То есть, конечно же настоящие сиртя мамонтов уже не застали - просто и вещи исчезнувших людей, и туши древних животных попадали к ненцам из под земли, отсюда и родилась легенда. Не случайно низкорослые сиртя слыли народом кузнецов, делающих красивейшие вещи из металла, и подозреваю, таким же точно образом и в Европе сложились легенды о гномах.

А в отдельном зале с вытяжкой лежит настоящая мумия из посёлка Зелёный Яр выше по Полую. Этот человек жил в 13 веке, был погребён в длинной лодке, укрытый металлическим листом из раскатанного котла и облачённый в наряд из оленьих мехов, ныне реставрирующихся в Эрмитаже. Даже спустя сотни лет по скукожившемуся и почерневшему лицу с пушком усов видно, что это был ненец. Фотографию не выкладываю - вот есть у меня такое табу - мёртвых напоказ не выставлять.

Здесь же и не столь давних времён вещи, сделанные местными народами уже после прихода русских:

-9

Усть-Полуй всё-таки находится чуть выше настоящего устья, которое отмечает Ангальский мыс, крутой и неприступный. Он находится буквально в километре севернее Полярного круга, а Обь, ударяясь о него, делает крутой поворот, отделяющий от Салехарда соседние Лабытнанги. Для Салехарда этот мыс примерно то же, что Митридат для Керчи или Машук для Пятигорска, а название его, явно созвучное с "ангельский", по одной из версий является русской калькой с хантыйского Лух-Авт - Духов мыс. На нём жил, по хантыйскому поверью, Ас-ики, или Обской старик - один из семи сыновей верховного бога Торума, самый чтимый из духов места, так как он ведал движение рыбы в Оби: для народа рыбаков это примерно как для земледельцев бог урожая. Местная жительница хантыйских кровей нам рассказывала, что здесь совершал свои обряды ещё её отец.

Ещё один потрясающий феномен Югории, включая и Ямал, и Коми, и Чердынь - вот:

-11

В здешней земле найдено немерено произведений настоящего искусства из высоких цивилизаций древнего и средневекового мира, как Персия, Индия, Византия, Европа античная и раннехристианская, в крайнем случае хотя бы Волжская Булгария и Русь. Как эти вещи сюда попали - есть много гипотез, но самая правдоподобная - что эти народы были в ойкумене Бухарии, и именно бухарские и татарские купцы продавали эти вещи таёжных князьцам за меха.

У югорских народов популярна легенда о Золотой Бабе - самом священном идоле, который воинственные вогулы (манси) скрыли от русских и до сих пор прячут где-то по глухим болотам в тайге. Зная скрытность этих народов и видя эти древние произведения искусства, найденные посреди болот, я могу поверить, что Золотая Баба таки действительно была - какая-нибудь металлическая статуэтка индийской богини, на севере ставшей богиней тайги.

На севере вообще всё хорошо сохраняется - тут и вечная мерзлота, и безлюдие. Например, на нынешних северах огромное количества металлолома с советских времён, который никто не вывозит потому, что вывоз будет дороже продажи. Вот в том же салехардском музее медведь, целиком сделанный из металлолома с продолжающего Ямальский полуостров крулогого Белого острова: