Найти тему

Музейные хранители и пандемия

Оглавление

В последнее время в связи с пандемией в интернетах очень много рассуждают о том, как и на что она повлияет, чему научит, как отразится на нашем будущем и так далее.

Не стали исключением и музеи. Не в последнюю очередь потому, что музеи — это про экскурсии, массовые мероприятия, туризм.

У меня тоже остались некоторые впечатления от ковида и "карантина". Хочу ими поделиться.

Фондовики и экспозиционеры

Коллеги 65+ (а таких в нашем музее есть) некоторое время не ходили на работу, потому что ковид считается особо опасным в том числе для этой категории граждан. Сейчас они возвращаются, к некоторому сожалению фондовиков :) И мы теперь понимаем, насколько волшебным было время «карантина»!..)

Знаете, почему?

Коллеги 65+ в нашем музее – это те, кто занимаются экспозиционной деятельностью и комплектованием. У нас (к сожалению фондовиков, опять же) комплектование заточено под вкусы и хотелки экспозиционеров :)

Уж не знаю, как так сложилось. Может быть, всё из-за того, что больше всего нагрузки в плане работы именно в фондах, и к 60-70 годам вы уже заслуженно уходите "на отдых" - в смысле, работать в отделы с более размеренным режимом. Да, в нашем музее есть сотрудники, работающие здесь лет по 40, и за их плечами - работа в разных отделах, но все они, как правило, начинали с фондов.

Либо потому, что люди этого поколения и с этим стажем работы, скажем так, уже «проверенные», и от них не стоит ждать чего-то слишком «современного» и «прогрессивного». Сомнительного, короче.

Можно только предполагать, как так сложилось с возрастным распределением сотрудников по отделам. Но вот старшенькие выходят на работу. И сразу, прям вот сразу на фондовиков сыпятся заявки. Надо выдать на отсмотр 100500 единиц музейных предметов! И это только на отсмотр. Я уже успела отвыкнуть…

Интересно, насколько распространена в разных музеях практика заказывать предметы «на отсмотр»? Сталкиваетесь ли вы с тем, что заказывают, условно, 300 предметов "на отсмотр", а на выставку забирают 100?

Хорошо, если хотя бы половина из них пойдет в экспозицию. И то - хорошо ли?

Означает ли огромная цифра "на отсмотр", что экспозиционер просто не организовал, не продумал свою работу? Не определился, что он собирается делать? Поэтому он просто берет и напрягает хранителя: а покажи-ка "всех"! Ему всё равно, что у хранителя кроме выдачи предметов есть много другой работы. Хранителю потом все эти предметы обратно раскладывать, если что.

Мы постоянно бодаемся со старшими коллегами по этому поводу. Ситуацию понемногу удается сдвигать в сторону меньшего количества заявленных предметов и в сторону копий, если речь идет о фотографиях или открытках. Но дело всё ещё плохо.

Правильно ли, что в 2020 году в музее фотографии, документы, открытки используются в качестве оформительского, иллюстративного материала? При том, что большая часть «заявленного» — предметы основного фонда. Не думаю. Но по-другому старшенькие работать не умеют и учиться, разумеется, не хотят, несмотря на вежливые предложения активней задействовать в работе электронную базу данных и электронные копии предметов, а сами экспонаты все-таки немного оставить в покое — они же вроде как исторический источник, артефакты, которые хотелось бы сохранить в их лучшем состоянии.

Если экспозиционеры помладше (40-55 лет) более-менее спокойно переходят на копии, то со старшими так просто это не работает. Электронная база данных музея вообще не подходит в качестве замены стадии «подержать в руках и отсмотреть», хотя и изображение, и сохранность, и размеры предмета там есть.

Это то, что время от времени и так ощущалось, но ковид прям вот высветил эти проблемы.

С одной стороны, относительно молодых сотрудников в музее все-таки больше. С другой, по тем или иным соображениям именно возрастные сотрудники занимаются экспозиционной деятельностью в нашем музее. Отсюда два следствия:

  • на их выставки неинтересно ходить – у нас проблема с посещаемостью; музей, таким образом – развлечение, скорее, для пенсионеров: "в гости" на мероприятия приходят подружки возрастных сотрудниц...
  • производственный конфликт с молодыми коллегами из фондов.

Думаю, проблема уважительного отношения – это проблема не только музея. У нас в целом в обществе, я думаю, есть эта проблема: старшие требуют к себе какого-то особо отношения и уважения, потому что они старшие; младшим уважение «надо заслужить» :)

Возраст заменяет аргументацию, играет роль «пальцев веером»: вы должны терпеть наше хамство, неумение / нежелание организовать свою работу, чему-то учиться, потому что мы старые и «заслуженные».

И это не только про отношение к своим младшим коллегам: «нам плевать на ваше рабочее время и остальные ваши обязанности: нам надо – вы выньте да положьте». Это и про то, как наши старшие коллеги воспринимают музейные предметы. Это не артефакты и сокровища культуры, которые надо бережно хранить. Это то, что можно бесконечно доставать из хранилища, трогать, пересматривать, бОльшую часть отправлять обратно, чтобы оно там лежало кое-как, потому что у хранителя просто не хватает рук и времени всё сразу разложить, как положено.

Соответственно, комплектуют они музейный фонд по такому же принципу: нанести побольше всякого. В итоге благодаря усилиям «старших и опытных» хранилища превращаются в барахолку.

Маленькие радости "карантина"

Но в месяцы «карантина» хранители были счастливы не потому, что работы не было. Точнее, действительно было меньше ненужных и даже вредных телодвижений. Хранители в кои-то веки имели возможность заниматься своей непосредственной работой – своими фондами.

За это время мы умудрились настолько заново влюбиться и вдохновиться своей работой, что взвалили на себя еще и фондовскиие соцсети (да, как будто и так работы мало было).

И я удивлялась: как же так? Госкаталог с его бешеным графиком никуда не делся, научное описание, сверки тоже. У меня вечно были проблемы с графиком — я еле успевала делать свою норму.

А тут мало того, что успеваешь делать свою норму, больше нормы, так с другими коллегами еще и ведешь музейный аккаунт — в общем-то, просветительскую деятельность онлайн, как и повелось у музеев при пандемии. Снимаем видеоролики, фотографируем, пишем тексты, музейные сказки и вообще… О, УЖАС! Получаем удовольствие от своей работы. Как так?!

А просто несколько месяцев не было сумасшедших заявок на 100500 предметов для «отсмотров» и коллег, которые не умеют работать по-другому.

Мало того! Пошли идеи статей по материалам моего фонда и, собственно, статьи...

Нет, конечно, всегда надо начинать с себя. Всегда задаешься вопросом: а может, я просто не могу правильно организовать свою работу? Но оказалось, что то, о чем я здесь говорю, ощущаю не только я.

***

Итак, каковы выводы, или чему меня научила пандемия?

Пусть очень косвенно, но она научила тому, что профессионал — это тот, кто хорошо делает свою работу и не мешает при этом другим сотрудникам делать свою.

А ещё я очень надеюсь, что не стану такой бабкой, главный аргумент которой – возраст, а не знания и профессионализм. Потому что именно когда не хватает аргументов в виде знаний и профессиональных навыков, в ход идёт манипуляция с уважением к возрасту и "стажу".