Найти в Дзене

Снежный человек / Рассказ военного

Это было более тридцати лет назад.

После окончания гражданского ВУЗа в звании лейтенанта я служил на Дальнем Востоке в войсках ПВО. В связи с тем, что не учился в военном училище, я не мог «стойко переносить все тяготы воинской службы» и стремился жить нормальной жизнью.

В зенитно-ракетном дивизионе большой проблемой было питание личного состава. Кормили очень однообразно и невкусно: тушенка, перловка, консервы минтая и даже сухой лук и сухая картошка. Хлеб привозили раз в неделю. Офицеры питались из одного котла с солдатами. С голоду не умирали: живот был полным, но постоянно хотелось есть. Лучшим способом добыть нормальное пропитание оказалась охота.

Вокруг дивизиона на сотни километров простирались поросшие лесом сопки и перелески, где очень редко ступала нога человека. Сплошной непроходимой тайги не было. Особенностью местного климата являлось очень большое количество солнечных дней в году. Зимой снег в небольшом количестве выпадал, но его съедало солнце. Заяц зимой белый и не открытой местности без снега хорошо заметен. Кроме как на зайцев, охотиться было не на кого.

Ещё были волки. Постоянно был слышен волчий вой. Часовые поначалу даже боялись выходить на пост из-за этого пугающего воя со всех сторон. Но со временем мы поняли, что если человек с оружием, то волки это чувствуют и не подходят даже на расстояние видимости. Но волчий вой наводил тоску особенно зимой по ночам. Будучи дежурным по дивизиону, я часто ходил проверять караул, привык к волчьему вою и вообще ничего не боялся, потому, что всегда был с оружием. Стрелял я неплохо, так как любимым занятием в подразделении была стрельба по мишеням. Патроны не жалели. Кстати местные жители предупреждали, что волки там хоть и не крупные, но ходят стаями и всегда очень голодные, безоружного человека в лесу съедят и спасибо не скажут.

Я был единственным человеком в дивизионе, кто не боялся дисциплинарных взысканий и осмеливался зимой ночью выходить за пределы подразделения. Смелости придавало то, что на ремне висел надёжный пристрелянный АКМ с полным рожком патронов. Автомат под большим секретом я брал у начальника караула с обещанием принести с охоты зайца для разнообразия питания. Патроны у меня были свои. Все знали о моих ночных похождениях, постоянно даже предупреждали меня о недопустимости прогулок с боевым оружием, но зайчатина была безусловно вкусней надоевшей тушенки. На каждой охоте мне надо было подстрелить как минимум двух зайцев – не из охотничьего азарта, а для пропитания, как у первобытного человека. Да, было так раньше в нашей армии, но сейчас солдат кормят намного лучше. Добыть такое количество дичи не просто. Приходилось далеко, за несколько километров уходить от дивизиона, чтобы не было слышно шума от постоянно работающих дизелей электропитания.

Обычно, только лунной ночью я проходил через несколько сопок, находил открытое пространство с невысокой высохшей травой, в которой попадались зайцы. Глупые зайчишки иногда выскакивали прямо из под ног, пробегали несколько десятков метров и опять затаивались. Я спокойно шел за белым зайцем, стараясь не потерять его из виду в серой траве. Когда зверек подпускал меня на расстояние прицельного выстрела, спокойно прицеливался и обычно не промахивался. Кстати, зайчатина довольно вкусная. Наш повар узбек из одного зайца готовил плов для всего дивизиона.

Чтобы оправдать почетное звание «кормильца» личного состава, один раз ушел от дивизиона довольно далеко, километров за шесть или семь, перевалив с десяток сопок. Ярко светила Луна, погода хорошая – мороз не сильный, тихо. Только периодически с разных сторон доносился протяжный волчий вой, наводивший тоску. Да, жутковато, но в то же время, я был в азарте, на охоте – ночью, один, там, где точно не ступала нога человека. На сопках растут обычно невысокие лиственницы и кустарник, а на склоне карликовая береза, так как там не сплошная вечная мерзлота из-за того, что зимой земля промерзает не укрытая снегом.

Когда я подошел к очередной сопке, то мне почему-то стало страшновато. Скинул варежку на резинке, снял автомат с предохранителя. И не зря. Вообще, страх- это естественный инстинкт самосохранения на уровне подсознании, не путать с трусостью. Я осторожно спускался с одной сопки и хорошо видел склон следующей сопки, освещенный яркой Луной. Вот тут начинается самое интересное.

Склон соседней сопки был достаточно крутой и почти не заросший деревьями. По этому склону кто-то спускался вниз. Я стоял на теневой стороне и меня этот кто-то не видел. Но я его видел очень хорошо с расстояния порядка ста метров. Мой палец инстинктивно оказался на спусковом крючке мощного АКМ, но паники и растерянности не было. Несмотря на неожиданность встречи, мысль работала четко, я был на охоте осознанно и добровольно.

Стал размышлять: кто бы это мог быть? Похож на очень здорового мужика в валенках и в телогрейке. Без оружия и каких-либо вещей. Но что может делать мужик без оружия вдали от человеческого жилья. Как его волки не съели? Может быть это старатель, которого выгнали с золотого прииска за алкоголизм (встречал таких в поселке). Однако до ближайшего прииска 50 километров. Может быть это беглый зэк, но в округе нет зон и лагерей. Правда до границы с Китаем 150 километров и может быть это китайский шпион, которыми нас иногда пугали. Но китайцы мелкие, а этот здоровенный. Заблудившийся по пьянке местный житель – очень маловероятно. Охотник или путешественник – почему без оружия в таком жутком месте. Я внимательно наблюдал за странным существом. Он немного сутулился. Промелькнула мысль – а вдруг это медведь. Но косолапые зимой спят. И спускался он на двух ногах, хотя как- то немного неуклюже. Явно не медведь. Кто же это мог быть? Было страшновато, не знаю почему. Вскинул автомат, хотел прицелиться, не промахнулся бы. Но стрелять в человека … Хотел пальнуть в воздух, но одумался – это не лучший способ знакомства. Тем временем этот кто-то спустился по склону и скрылся в перелеске между сопками. Получается, что он шел прямо на меня. Мой палец был не спусковом крючке. Я ждал, когда он выйдет из перелеска. Вот тут возможно допустил большую ошибку, хотя был сосредоточен, мысль работала абсолютно четко, без страха. Поторопился. Я громко крикнул: « Эй, мужик, иди сюда, не бойся, я охотник». А в ответ – естественно, тишина. Никто ко мне не вышел.

Постоял ещё минут десять, оглядываясь по сторонам, не убирая палец со спускового крючка, хотя рука сильно замерзла. Вот тут мне стало по-настоящему страшно, не понятно почему. Осторожно развернулся, с опаской оглядываясь, пошел в сторону дивизиона. Мне уже было не до охоты на зайцев.

Но это не конец истории. Немного отойдя от места встречи с этим существом, остановился и прислушался. Неестественная тишина. Что-то странное. Долго стоял и слушал, крепко сжимая рукоятку автомата. Понял: волки не воют. Это было неестественно и поэтому страшно.

После этого случая я долго не ходил на охоту. Но, как говорится, «голод не тетка», и я был вынужден возобновить свои вылазки с целью добычи пропитания. В сторону той сопки больше не ходил.

Но и это не конец истории. В поселке жил один охотник. Он по долгу службы являлся объездчиком телефонной линии до того самого прииска. У него был конь Серко – настоящий тяжеловоз со здоровенными копытами, чтобы ходить по оттаивающей летом мерзлоте.

Этот охотник завел со мной дружбу не просто ради компании. Он имел отличное гладкоствольное охотничье ружье. К этому ружью у него был лейнер – вставка в ствол под автоматный патрон. А у меня были автоматные патроны. Носить нарезное оружие гражданским людям не разрешается, а сбыт боевых патронов – вообще, криминал.

Охотник долго уговаривал меня поделиться боеприпасами. Я не соглашался. А аргументировал свой отказ так: «Ты опытный охотник, не из трусливых, стреляешь явно лучше меня, и ружьё у тебя на зависть всем охотникам. Зачем тебе ещё автоматный патрон, на кого охотиться»? Охотник сказал: «Дай хоть один патрон. Есть в здешних краях кто-то, при встрече с которым неплохо бы иметь нарезное оружие. Но это не медведь и не тигр, ходит на двух ногах».

Так, с этого места поподробнее. Мы выпили по маленькой (для храбрости). Далее он мне рассказал, что там, где появляется этот кто-то, даже волки перестают выть. Теперь уже я рассказывал охотнику про встречу со странным существом. На что он ответил: « Ну, вот и ты его встречал. Даже с автоматом тебе было страшно. Я тоже не трус, но всё-таки поделись боеприпасами».

Я долго думал об этом странном существе. Не очень верю в правдивость многочисленных телесюжетов из популярных программ типа «Территория заблуждений». Уж очень они «показушные». Прошло уже много лет с момента той встречи с ним. До сих пор нет неопровержимых доказательств его существования. Но кто это был, как не Снежный Человек.