Когда начинать учиться читать
По моему мнению, идеальный возраст для обучения ребенка чтению - это 5-7 лет, не слишком рано, но и не дожидаясь школы.
Буквы - это знаковая система. С помощью закодированных и достаточно условных изображений люди передают друг другу информацию о мире. У ребенка дошкольного возраста ведущий тип мышления - образный, а условность букв доступна для понимания на достаточно высоком уровне развития мышления.
Главное правило, чтобы определиться точнее - дождаться интереса к буквам и словам от самого ребенка. Когда он на улице начнет задавать вопросы типа "А что здесь написано?", значит, пора браться за Азбуку. Бывает, что и трехлетки с удовольствием разбираются в мире слов.
Буквы и звуки - это знаковая система, с помощью закодированных и достаточно условных изображений люди передают друг другу информацию о мире.
Косвенный признак - интерес к миру знаков в целом. Моя дочь весь год с 5 до 6 лет активно изучала знаки дорожного движения: интересовалась, что они обозначают, старательно запоминала. Различные жесты - тоже символы.
Бывает, что дети придумывают собственные "шпионские" системы знаков, пытаются разработать свой собственный шифр для обозначения обычных дел. У нас с дочерью есть знак, который показывает, что пора чистить зубы, она его сама придумала, активно использует и ждет от меня того же. Все это тоже показатель готовности к пониманию символов.
С помощью чего учиться читать
Существует огромное количество пособий для обучения чтения дошкольников. Как разобраться, какое из них использовать?
Вариант первый, самый простой, - это записать ребенка на курсы подготовки к школе / раннего развития / обучения грамоте. Там учитель уже выбрал удобное ему пособие, которые придется приобрести. Но если в этом учебнике есть методические ошибки, то разбираться с последствиями придется уже Вам, родителям, чаще всего уже в школе.
Вариант второй - учить ребенка самостоятельно, если есть желание и возможности. Здесь есть где развернуться, выбор всевозможных пособий огромен!
И классические "Азбуки" и "Буквари", и пособия для детей от 2 и старше с наклейками и раскрасками, и отдельные наборы букв, и карточные и компьютерные игры для обучения чтению - все, что душа пожелает.
И герои любые, и иллюстрации яркие, учись - не хочу. Как же сделать выбор, что приобрести для любимого сына или дочки?
Два главных принципа хорошего Букваря
Я сторонник классического звукового метода, поэтому слоговые таблицы и карточки Домана даже не рассматриваю.
Все традиционные «Буквари» построены на звуко-буквенном принципе: на каждой странице отдельная буква и слова (буквосочетания) с ней и ранее изученными буквами.Из этого следует, что набор букв для слов расширяется постепенно, и на первых страницах не должно быть слов с буквами, которые будут изучаться позже.
В реальности нарушение данного правила (а оно встречается очень часто, ведь не сделаешь много слов из 2-3-5 букв, а на страницах нужно что-то печатать) не столь критично.Большинство детей сначала знакомится со всеми буквами русского алфавита (иногда за исключением мягкого и твердого знаков), а только потом учится читать.
Заботливые бабушки и тетушки часто дарят звуковые плакаты и разнообразные говорящие Азбуки уже в 3 года, поэтому пятилетним детям зрительно знакомы все буквы, и многие из них ассоциируются с определенным словом (А- арбуз, Я - якорь и пр.) или звуком.В этом случае наличие "лишних" букв проходит незамеченным, но все-таки это методическая ошибка составителей.
Еще дополнительной сложностью для малыша может быть использование строчных "а" и "е", отличных от заглавных вариантов "А" и "Е". С одной стороны, в большинстве книг действительно эти буквы отличаются, но с другой, в самом начале обучения различение строчных и заглавных букв может вызвать протест в связи с излишней сложностью.
Если вы используете пособие, где предлагается два вида написания, обязательно акцентируйте на этом внимание ребенка. Объясните, что большая и маленькие буквы могут выглядеть по-разному, а в школе он научится писать еще и письменными буквами, которые отличаются от печатных.
Второе условие, которое выполняется еще реже, - это использование в Азбуке только тех слов, произношение и написание которых совпадает.
Иными словами, не надо дошкольнику учиться читать слова с орфограммами, где буква одна (например, "О"), а звук другой ("А): "корова" [карОва], "собака" [сабАка]. Особенно путает ребенка, если на странице изучается буква "О", а иллюстрируется звук "О" с помощью картинки огурца, где первый звук [А]: [агурЕц].
Умение подобрать однокоренное слова, поставить звук в ударную позицию, изменив форму слова, требует отличного овладения всех сторон языка, дошкольники в силу возраста еще не в состоянии этого сделать. Тем более, что основа звуко-буквенного подхода - соотнесение звука и буквы, а в таком случае сразу же предлагаются исключения, не успев выучить правило.
Особенно критично следование этим двум принципам при обучении детей с нарушениями звукопроизношения и фонематического слуха: им и так сложно различать звуки между собой, а тут еще и буквы со звуками перемешиваются.
Я бы еще от себя добавила третье пожелание - сдержанность оформления, отсутствие лишних деталей, отвлекающих от процесса чтения. Яркие картинки допустимы в книгах и пособиях, знакомящих с образом букв, предназначенных для чтения взрослыми детям. Если же мы хотим, чтобы читал сам ребенок, пусть он сосредоточится на распознавании букв, а не на рассматривании картинок.