Витражи - узор или картина из цветного стекла, обычно в оконном проеме - один из самых знаменитых и узнаваемых элементов готических соборов, но использоваться в храмах они стали гораздо раньше. В базилике Сан-Витале в Равенне, например, был найден витраж VI века, изображающий Христа во славе. Это редкая находка для раннехристианской церковной архитектуры - окна тогда были небольшими, и их предпочитали если и закрывать стеклом, то прозрачным, чтобы пропускать больше света. А вот широкие стены покрывали мозаиками (как в Сан-Витале) или фресками.
С приходом романской архитектуры и эпохи строительства больших соборов окна стали больше (хотя все еще сравнительно небольшими), и витражи в них стали использоваться чаще. В Аугсбургском соборе, в основном построенном в 1043-1075 годах, сохранились старейшие витражи Германии (и, возможно, старейшие витражи, все еще остающиеся на своем изначальном месте).
В готической архитектуре все изменилось: арки и контрфорсы позволили перераспределить нагрузку от сводов так, что толстые сплошные стены стали не нужны. Теперь достаточно было легких и тонких стен, укрепленных с внешней стороны контрфорсами (а чуть позже - еще и арочными контрфорсами, или аркбутанами). Еще благодаря аркам и контрфорсам стало возможно строить здания выше и просторнее, чем раньше - и светлее, ведь окна стали больше и шире.
Окна и стены словно поменялись местами по сравнению с более ранней архитектурой, а изображения перешли со стен и фресок на окна - то есть на витражи.
Как и фрески, а также скульптуры, витражи создавались в первую очередь не для красоты, а для практических целей: поучения (они иллюстрировали эпизоды из Библии) и назидания (они могли изображать, например, сцены Страшного суда). Впрочем, были и аналоги спонсорских плакатов, и даже совсем посторонние, на первый взгляд, изображения - например, знаки Зодиака.
__________________________________
Почитать еще:
Анатомия собора
Как это устроено: контрфорсы, аркбутаны, шпицы
Мой телеграм-канал, где будут появляться и ссылки на новые посты серии