Найти тему

Вне проблемы веры всякий разговор о романе Достоевского превратится в праздномысленное времяпрепровождение

Школа и Церковь имеют общую задачу. Она состоит в формировании личности человека …Школа … через преподаваемые дисциплины формирует его внутренний мир. Церковь же видит свою задачу в духовном и нравственном становлении личности
Митрополит Калужский и Боровский Климент

Одной из целей изучения литературы, обозначенных в государственном стандарте по литературе, является воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

Возможности уроков словесности в формировании нравственности человека безграничны. Уроками «нравственного прозрения» называл А.Т. Твардовский уроки литературы Вот что говорит о русской литературе митрополит Климент: «Вчитайтесь в источники русской литературы. В ней нет ни одной книги вредной, ни одной бесполезной, не способной очистить нравственность народа, укрепить связи его семейных, общественных и государственных отношений. Русская литература вместе с ее искусством представляет собой на протяжении многих столетий необыкновенную ценность, отражающую единство и крепость народного духа, проникнутого нравственным просвещением".

Классическая русская литература создавалась на традициях предшествующих веков, традиции же эти были освящены идеалами Православия. Главная особенность великой русской литературы - эта литература прежде всего ПРАВОСЛАВНАЯ.« Есть лишь одна мера хорошего или дурного - мера, данная Христом», - эти слова Л. Толстого применимы к творчеству любого писателя- классика. Литература в школе способствует духовно-нравственному становлению личности, познанию и самопознанию человека. Словесное искусство духовно по своей природе. Идеал нравственности красной нитью проходит по страницам бесценных произведений А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, А.И.Куприна, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, В.И.Белова, М.А.Булгакова, В.П.Астафьева, древнерусской литературы, наследия христианской культуры.

Особое место среди русских писателей занимает Ф.М. Достоевский. Его творчество освещено и освящено истинами Православия. Это несомненно и для раннего его периода. Уже в первом большом романе "Преступление и наказание"он формулирует основную идею своего произведения - «православное воззрение». С этой точки зрения писатель решает все проблемы романа и формирует систему его образов.

На уроках в школе, на наш взгляд, необходимо обратить внимание на то, что Достоевским преступление трактуется как «проступок в грехе», как сам грех, который может быть искуплен раскаянием и страданием.
Обращаем вместе с учащимися внимание на состояние Раскольников после убийства старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы, пошатываясь, возвращается к себе домой, кто-то из толпы ему кричит: «Ишь, нарезался!» Его принимают за пьяного. А он на самом деле нарезался – зарезал двух людей. И в то же время он действительно пьян – опьянен грехом. Когда Раскольников собирается идти на убийство, в романе сказано, что его как будто тянуло, словно он попал в колесо и его захватило какими-то ремнями. Возможно, Достоевский хотел напомнить читателям книгу Исайи, где написано, что если вы попадаете в рабство греху, то он тянет вас, как ремни колесничные. А в финале романа есть удивительная фраза: когда рассказывается о переживаниях Раскольникова на каторге. Там написано: «уже в остроге, на свободе, он понял…» Только находясь в остроге, он оказался более-менее свободен от греха. Особое внимание при детальном изучении текста стоит обратить на сцену, когда Раскольников смотрит на панораму Петербурга с Николаевского моста, там сказано, что «духом немым и глухим» для него была полна эта сцена. Стоит, нам кажется, сказать детям, которые и о Евангелии-то имеют сейчас весьма смутные представления, что Христос, изгоняя беса из человека, говорит: «Дух немый и глухий! Я повелеваю тебе, выйди из него». Вот бес, который сидел в Раскольникове и представлял ему окружающий мир как немой и глухой. Вот откуда вся его «теория» (бесовство!) и вот почему он преображается, отказываясь от неё (бес изгнан).

В романе развивается и углубляется центральная мысль творчества писателя о борьбе добра и зла в свободной человеческой личности. Ко времени написания романа эта мысль получает свою, в основном законченную, формулировку. В этой борьбе человек избирает или путь служения добру, или путь служения злу. На первом пути человек добровольно подчиняет себя высшим ценностям Любви, Добра и Красоты, а на втором пути человек сам ставит себя на место высших ценностей. В религиозном плане путь служения добру ведет к образу Богочеловеческому, к Христу;на пути служения злу - к антихристу. Эта борьба происходит в сердце Раскольникова, раскалывая его. Эта борьба находит своё отражение в первом сне героя. Именно с этих позиций эпизод "Первый сон Раскольникова" анализируется на уроках.

При изучении романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» необходимо проанализировать идейное значения в романе притчи о воскресении Лазаря, которая помогает учащимся осознать идейный смысл произведения, понять, в чем преступление и наказание Раскольникова, какие евангельские заповеди нарушают герои романа. В романе Соня Мармеладова читает Раскольникову, по его требованию, евангельский эпизод воскресения Лаза ря. Евангельское чтение о воскрешении четверодневного смердящего Лазаря есть смысловой энергетический узел всего романа. Сцену чтения Евангелия В.Гроссман назвал «одной из величайших страниц Достоевского".

Соня своей глубокой и нежной душой, кротостью и смирением, по Достоевскому, — хранитель духовных ценностей. Соня — София обладала высшей духовной мудростью, несмотря на свою необразованность в обычном человеческом понимании. Она поняла страшное внутреннее состояние Раскольникова, пожалела его всем своим существом и обрекла себя нести с ним его ужасное бремя всегда и везде. Любовь и сострадание Сони коренятся в ее бесхитростной, но глубокой вере в Бога.

Вне проблемы веры всякий разговор о романе Достоевского превратится в праздномысленное времяпрепровождение. Воскрешение Лазаря есть величайшее чудо, совершенное Спасителем в Его земной жизни . Такое чудо было возможно лишь Богу, но не человеку. Человеку возможно верить. Неспроста и Порфирий Петрович вспоминает именно о Лазаре. Неверие в достоверность этого события есть неверие— в Бога: в Его всемогущество и в Его любовь к человеку.

Раскольников требует от Сони прочесть ему Евангелие в решающий для себя момент, в стремлении «уже созревающем» объявить о своем преступлении и принять внешнее наказание по закону, ибо герой произведения и есть этот четверодневный смердящий Лазарь. Ведь еще Разумихин говорит: «Это ты, брат, хорошо сделал, что очнулся. Четвертый день едва ешь и пьешь». Раскольников после убийства старухи ощущает себя вычлененным из жизни, он — мертвец. Подтверждение этому можно найти в комментариях Филона Александрийского к книгам Ветхого Завета: «Слова «Восстал Каин на Авеля, брата своего и убил его» следует читать: «Восстал Каин на Авеля, брата своего и убил себя». Соня тоже восклицает в исступлении отчаяния: «Что вы, что вы это над собой сделали!» Странно лишь на первый взгляд: топором Раскольников убил старуху и Лизавету, но себя он именно «ухлопал», и «ухлопал» духовно. Убийство старухи обернулось само- убийством героя. Почему? Странно то, что цель убийства — не эгоистическая корысть, а благо человечества .Претензия Раскольникова на справедливость и благородство. Получается, что черту можно преступать, но только не всем и всегда. Раскольников создает теорию банальную, но оттого и более правдоподобную: человечество делится на две категории — на обыкновенных людей, «дрожащую тварь», и необыкновенных, Наполеонов, усилиями которых совершается движение истории. Разрешение крови по совести — вот где переступается черта, а остальное — следствие. Психологический анализ Достоевского завораживает. Сам писатель убежденно признавал себя реалистом, для которого изображаемый мир глубок и естественно включает духовную реальность. «Мой идеализм ре- альнее ихнего реализма, — читаем в одной из записных книжек Достоевского по поводу заявлений его оппонентов («реалистов»). — Меня называют пси-11 хологом. Неправда! Я лишь реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины человеческой души ...» Не стоит забывать о том, что очень большое влияние на религиозную жизнь Достоевского имело знакомство в Висбадене в 1865 году с местным русским священником И.Янышевым, одним из про- свещеннейших православных священнослужителей своего времени, ставшим впоследствии духовником царской семьи.

Таковы, на наш взгляд, основные вехи , которые необходимы обозначить при изучении романа " Преступление и наказание" в школе.