Найти в Дзене
Божественные комедии

"PORUS". История в сериале. Александр: Иллирийский поход

Итак, продолжаем об Александре. Начало здесь.

Оставив своего союзника Лангара разбираться с автариатами, Александр перешел реку Эригон и двинулся навстречу Клиту Иллирийскому и Главкии. Клита он застал в Пелии, где тот засел, думая, что приготовил Александру ловушку, в которую тот сейчас и вляпается. Значительную часть войск иллириец попрятал в окружающих город лесиситых горах. Предполагалось, что когда македоняне осадят город, эти засадные полки нападут на них с тыла, а там подойдет и Главкия, царь тавлантиев.

Но Главкия опоздал, а иллирийцы, видя, что Александр уже у стен Пелия, бросились в атаку без подкреплений. Любезной сердцам варваров толпой -- на фалангу. Результат был закономерен -- Александр разогнал их по всем окрестностям (противник разбежался в такой панике, что македоняне подобрали тела жертв, принесенных богам за победу) и плотно осадил Клита в его ставке. Город был полностью блокирован -- македоняне принялись возводить вокруг собственные укрепления. Но на следующий день Главкия таки подтянулся, и расклад стал для Александра весьма неприятным: штурмовать Пелий с Главкией в тылу было невозможно, драться на два фронта тоже, а кроме того: могла нарисоваться проблема с продовольствием.

Александр спешно отправил за провиантом Филоту, но тот мало чего добился, потому что его отряд больше бегал от Главкия, чем искал съестное. Что-то он все-таки нашел и вернулся благополучно, потому что Александр самолично сделал вылазку, расчистив путь для обоза. Но несмотря на это, македонская армия оставалась в положении мужика, поймавшего медведя, и поразмыслив, Александр пришел к выводу, что Аид с ним, с медведем (то бишь Клитом), надо выбираться отсюда. Но для начала сообразить -- как.

Клит же и Главкия думали захватить Александра, пользуясь бездорожьем: они заняли и горные высоты, послав туда множество всадников, множество метателей дротиков, пращников, да немало и гоплитов; оставшиеся в городе собирались присоединиться к уходившим. Место, где лежал проход для Александра, узкое и лесистое, с одной стороны было отрезано рекой, с другой поднималась очень высокая гора, вся в стремнинах, так что и четырем воинам со щитами было не пройти в ряд...
...Александр выстроил свой отряд фалангой в 120 человек глубиной. На каждом крыле он поставил по 200 всадников, и приказал молча и стремительно выполнять приказы. Сначала он велел гоплитам поднять копья прямо вверх; затем по знаку взять их наперевес, а после тесно сомкнуть их и склонить направо и затем налево. Стремительно двинув фалангу вперед, он велел солдатам делать то направо кругом, то налево. Произведя таким образом в течение короткого времени разные маневры и построения, он повернул фалангу влево, выстроил ее клином и повел на врага. Те сначала с изумлением смотрели на быстроту и порядок совершаемого; сражения с Александром они не приняли и оставили первые возвышенности. (с) Арриан, "Поход Александра"

Оцените! Все преимущества были у врагов, и по численности, и расположению на местности. Но они отступили, даже не вступая в сражение, задавленные психологически видом четко маневрирующей фаланги. Кто сказал, что фаланга беспомощна на пересеченной местности? Надменным потомкам, возможно, и нужен был ровный стол, потому и продули римлянам, а Филиппу, создавшему свое совершенное оружие, и Александру, отлично научившемуся им владеть, местность годилась любая. Мастерство, как говорится, не пропьешь. Под конец спектакля македоняне по знаку Александра еще и заорали, ударяя в щиты, так что окончательно лишили тавлантиев присутствия духа.

Затем Александр отправил гетайров атаковать отряд, все еще сидевший на высоте над тропой. Опять интересна схема атаки: Александр приказал всадникам конно сблизиться, насколько возможно, с противником, затем спешиваться и идти в рукопашную. Впрочем, враги опять не приняли боя и смылись. Высоту заняли македонские лучники с союзниками агрианами и прикрыли переправу пехоты через реку. Враги, опомнившись, попытались атаковать арьергард, но Александр отогнал их, обстреляв из осадных машин. Македоняне перешли реку, не потеряв ни одного человека, и встали лагерем.

Рисунок из сети
Рисунок из сети

Пишет Поль Фор:

Это позволяет сделать следующие выводы: 1) метательные машины были переносными; 2) кампанию сопровождал крупный инженерный корпус; 3) юный Александр, не имевший рядом с собой ни Пармениона, ни Антипатра, смог добиться от этих разнообразных родов войск превосходных дисциплины и маневренности. Кроме того, мы видим, что Александр был одаренным тактиком. Итоги кампании, которая являла собой генеральную репетицию похода в Малую Азию, таковы: она придала уверенности воинам, привлекла в войско значительный контингент фракийских, пеонских и иллирийских наемников, а также пополнила казну в результате продажи тысяч обращенных в рабство пленников греческим торговцам с Черного моря. (с) Поль Фор, "Александр Македонский"

Три дня Александр переводил дух, а потом полюбопытствовал, чем там заняты Клит и Главкий. Узнал, что те расслабились, не окопали лагерь и даже караулов не выставляют в уверенности, что противник давно сбежал. Подобную самоуверенность нельзя было не использовать!

Александр ночью незаметно переправился через реку, ведя за собой щитоносцев, агриан, лучников и полки Пердикки и Кена. Остальному войску приказано было следовать за ними. Выбрав удобное для нападения время и не дожидаясь соединения всех сил, он бросил на неприятеля лучников и агриан. Напав внезапно, с фланга, они одних убивали в постелях, других, которые пытались бежать, без труда ловили, так что многие были тут же захвачены и убиты; другие погибли при беспорядочном паническом отступлении. (с) Арриан, "Поход Александра"

Спаслись лишь те, кто успел удрать в самом начале нападения. Александр преследовал тавлантиев до их родных гор. Клит сжег свою столицу и укрылся у Главкия. Александр мог быть доволен, вырулив не очень поначалу удачно сложившийся поход к победе.

Казалось бы, теперь можно расслабиться и домой... Но -- увы. Лишь только бой угас, летит другой приказ... Точнее: известие. На этот раз полыхнуло за спиной, где, казалось бы, все было улажено. Пока Александр возился, замиряя северную и иллирийскую границы, по греческим полисам прошел слух, что македонская армия потерпела поражение и сгинула на Балканах, а сам Александр убит. Эллада обрадовалась и восстала...