Статья из небольшого цикла: "Архангельские пути".
Архангела легко нарисовать, описать. Он сам даёт нам образы и видения. Можно сказать, рисует нашим сердцем и умом. И каждый Архангел сам - самый неопровержимый и потрясающий рассказчик.
Чувствуя изменения, и смену пути, я задавалась вопросом: Что дальше?
Август принёс нечто новое. И лик незнакомого мне Архангела поступал всё ярче в моём уме.
До имени.
Он не ведёт людей в жизненных путях, а тех, что - за ними. Его благодатные дороги - за пределами. Он - пробуждение вечных душ. С вопросом: что она ищет, куда идёт эта душа? Это перевзвешивание всего в нашей жизни. И наш ответ.
И затем ярко и просто я увидела Лик Архангела с весами. Что легче было бы заглянуть и посмотреть, что за Архангел имеет такое каноническое изображение? Нет же, не оторваться от этого диалога образов! И я отложила это на потом. Доверяя тому, что Архангел всегда сам покажет всё нам необходимое.
Его изображают с весами. Но, поскольку этот образ весов в руках высших сил ещё из античных времен, перешедший в средневековье. Он мог бы быть и с секстантом, или с другим измерительным прибором. Потому что многое в человеческой жизни имеет смысл: направление, "угол наклона" пути🤔☺️... (Он добр и терпелив, и вполне допускает и наш человеческий юмор. И невольно улыбнуло это пролетевшее мимо меня ощущение.)
Временное служение.
Затем я увидела образ, находясь высоко, среди туманных воздушных масс имеет временную службу. Это пространство было полным облаков, и в них видны - летали ангелы, проносясь очень быстро. Облака этого пространства не имели общего с водой, паром. Но - застилали этот мир. И подбирая в уме, что же это, я вдруг пришла к фразе "Работает на почте". Юмор в образах? Архангельское ли это дело? Опять юмор?
Я поняла также, что в нём, в это мире присутствуют Бесы. Они не имеют там силы. Но они - есть. Они там как - часть человеческого жизненного пути. Тоже временно.
И вот, если вглядеться, то видишь, в чём эта служба. Эта "почта" - мы, приходящие в эти воздушные потоки после жизни. Тот самый "воздушный путь", "мытарства" душ.
Так, в таком противоречия лёгкости и терпения, непредвзятости к нашему человеческому "я" (с нашими-то желаниями и ошибками) и величием распределения наших судеб, предо мной предстал образ:
Архангела Иеримила - Архистратига ангельского воинства. Архангела покаяния.
Знание. Дар.
Есть у него другой - малоизвестный дар. Он знает "преобразование", и это сложно объяснить. Как будто "то" уже становится "не тем", меняет свою форму, функцию и назначение. Как например, вода при переходе в пар. Она уже летит и не течёт. Она поднимается вверх, хотя в текучем состоянии стремится вниз. На грани этого перехода - изменения вещества - его мир и его понимание процессов. Это духовное, и не имеет отношения к средневековой алхимии. И в то же время, он владеет знанием трансформации - и материи, и духа, перехода и видоизменения всего.
Покаяние - как трансформация духа.
Жизнь.
Его давнее и древнее служение скрыто. С того момента, как появилась человеческая смерть. Он не имеет к ней отношение, как и не понимает всего "бренного", тленного, разрушающегося.
Он тих и добр. Исполнителен и готов помочь, и спрашивает, "что хочет человек?" И в нашем ответе есть горечь и несостоятельность, мелочность и суета. И прекрасное - такой маленькой каплей - жизнь.
Так он видит нашу временную жизнь.
Это - время, которое живое, текучее. Оно не пусто, а как живительный дар, наполнено чудными элементами: радость, сила, действие, счастье, грусть, и события, которые тоже как дар в него включены.... и все их составляющие нам знакомы.
И это капля - божественный нектар, данный человеку, чтобы он мог её воспринять. И эта капля мала. И в этой степени, всё остальное - вечность нашей души, и по сути, начало того, что мы не понимаем.
Глубинное преобразование.
Начало того, что мы на самом деле не понимаем, начинается с этого Архангела. Здесь, с этого момента обитает премудрость. Он многое может показать, но всё это о будущей жизни, вечной, и никак не полезно в земной. А потому он до времени о многом молчит.
В настающие времена, он - пробуждение вечного в нас. Тот звон, который должен пробудить нас от сна, прилепленности к временному.
Луч.
Яркая звезда, луч, золотой свет, исходящий от его лба. Он выполняет особую работу: это луч, видный всем душам, стемящимся к Богу, независимо, как низко они пали. Независимо, воплощены они или нет. Этот луч даёт ориентир и шанс всем тем, кто "не здесь", подняться к Богу.
Его свет пробивается в самые нижние слои как слова Бога, и призыв к нему.
Этот луч исходит из его сознания как молитва, дающая пути покаявшимся.
Впрочем, его сознание - и есть этот луч, проникающий в самую темноту.
Так можно было бы изобразить его на картине, иконе.
Помня, что пространство Архангельского пути глубоко метафорично, я бы поправилась.
Если представить иначе, не картинно, то это скорее "резонанс", звук, а не свет. Резонанс, рождённый мыслью. Резонанс, идущий от его сознания.
И вот именно этот резонанс его молитвы отдаётся тонким и чистым звоном в наших душах, погрязших в непроглядной тьме.
Но не пытайтесь представить "звук". Это особое понимание. Ощущение. Оно показывает, что суть резонанса может существовать и в других - нефизических формах.
Он звучит, поддерживая нас в трудах и молитвах. Особенно покаянных, когда человек готов изменить себя. И в молитвах за человечество, за других.
Удивительный Архангел. Он говорит в колоколах. И имя его порой переводят как "гром Божий".
Премудрость. Чаша.
Часто его изображают не с весами, а со свечой. Я думаю - это и есть аллегория того света, который прокладывает нам путь и освещает тьму в нашем покаянии. Свеча- лишь вещественный элемент.
Иконографически можно было бы изобразить лик также как будто верх его головы - как золотая чаша. И как сияние, льющейся из неё. Она, эта чаша, исполнена божественной мудрости. Потому что мудрость - это другая ипостась этого Архангела.
Этот образ чаши - также геометрия, показывающая закрытость для всего нижнего, и распахнутость к высшему.
Если бы перенесли этот образ на образ человека и его чакры, то это был бы совет: не направлять действие ваших верхних чакр (аджны и сахарсары) ни на что земное, а только на Божественное. И это было бы как совет о состоянии мудрости. Вполне актуальный))
Врата тайны жизни.
И третий образ - не однозначный и крайне сложный: "закрытые глаза". Они закрыты временно и не всегда. Обусловлено. Закрыты к чему-то одному, и открыты к другому. И не примитивно: просто закрыты ко злу. А наоборот, ограждают нас от глубокого и сильного знания, которое способно литься через них потоком. Что-то вроде символа сакральности знаний.
Глаза - "врата", через которые может прийти многое. И мы пока смертны. А потому они закрыты. И, когда глаза закрыты, есть только его погруженность в молитву, свет, льющейся во мрак, и есть "работа на почте"))...
Но скоро, и уже - всё меняется. И отвергнутое зло - разрушается. И тогда: нет уже встречи смертных... Тогда он откроет большие пути. Они удивительным разнообразием развернутся перед людьми. Он покажет делание, создающее мир.
Как гончар, выливающий глину и мягко и терпеливо рождающий форму, он был одним из Архангелом, создававших Землю: материю, дух, резонанс-жизнь. Он - как любящий её мастер, ждёт наверху. Но не чтобы судить и взвешивать наши поступки, а чтобы показать новый мир. Но для этого надо нас пробудить. Тогда, когда спадёт завеса мира, мы увидим настоящий лик этого Архангела, льющего свою любовь и радость тайн мироздания.
Статьи из этого цикла:
Архангельские иносказания и сказка о змее и Зеленецком монастыре.
Битва, в которой не будет переговоров.